• НОВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ. Комментарий историка на "канонизационное" решение Архиерейского Собора РПЦ МП


    Burenstam
    ОТ Digger http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/100/60100813_Cob.jpg
    Когорту российских православных святых ожидает серьезное пополнение. 4 февраля Архиерейский Собор РПЦ МП принял решение об общецерковном прославлении тридцати новых подвижников. В числе прочих оказались великий князь Ярослав Мудрый и знаменитые герои Куликовской битвы — Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Иными словами, РПЦ МП мягко решила напомнить всем о святости русского государства и непревзойденной силе русского оружия. На всякий случай, если вдруг кто забыл. У историка такая новость вызовет по меньшей мере недоумение хотя бы потому, что подлинность таких персонажей, как Пересвет и Ослябя, вызывает очень много вопросов, не говоря уже об участии обоих в битве против Мамая на стороне великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Начнем с того, что в ранних летописях человек по имени Ослябя вообще не упоминается, а о Пересвете только сказано, что он пал на поле битвы в числе прочих воинов. Только в более позднем произведении Куликовского цикла, поэтической повести «Задонщина» (появившейся не ранее второй половины XV века и дошедшей до нас только в списках XVII века), Пересвет именуется «чернецом», то есть старцем. В Новгородской четвертой и Софийской первой летописях Пересвета вообще называют «бряньским боярином», и только в «Сказании о Мамаевом побоище» он вместе с Ослябей фигурирует уже как схимонах, то есть монах, принявший «третий постриг» — великую схиму, что, кстати, запрещало ему брать в руки оружие. Добавим, что по сравнению с прочими текстами о Куликовской битве «Сказание…» является самым поздним. Написано оно было где-то в первой четверти XVI века, а сюжет этого произведения пестрит множеством несуразиц. У по-настоящему верующего христианина новость о канонизации тоже не вызовет энтузиазма. В эпоху раннего христианства святыми признавались жертвы римских гонений, кто по примеру Иисуса мужественно принял смерть от рук язычников и не отрекся от своей веры. В IV веке, когда эпоху апостолов и мучеников сменила эпоха патриархов и императоров, а церковь из гонимой превратилась в гонительницу, прославление святых стало церемониальным действом, призванным закрепить единство священства и власть предержащих. Но даже тогда, когда пантеон святых обогатился многообразными ликами, в нем не нашлось места ни для одного подвижника, решения и поступки которого были бы сопряжены с насилием и кровопролитием.
    Подробнее »



    Обратная связь


    Комментариев нет



    Гость
    Закрыто для дальнейших комментариев