• Алвин Плантинга создал в академических кругах «последний бастион теизма»


    Burenstam
    http://www.ng.ru/upload/iblock/242/12-6-2.jpg
    Еще в 1980 году журнал Time охарактеризовал этого автора как «ведущего мирового протестантского философа», а в 2001 году на страницах журнала Christianity Today он был назван «не только лучшим христианским философом своего времени», но и «наиболее значительным философом среди всех направлений». Большинство русскоязычных читателей, даже те, кто интересуется религией и философией, вряд ли догадаются, о ком идет речь. Поэтому первая публикация на русском языке книги американского философа, удостоившегося всех этих лестных эпитетов, Алвина Плантинги, служит хорошим поводом, чтобы рассказать о его творчестве и о «тихой революции», которую он произвел в англо-американской интеллектуальной традиции. Первая книга Плантинги, представленная по-русски, называется «Аналитический теист». До 1960-х годов христианская философия в американских университетах отсутствовала совершенно. Плантинга вспоминает в своей автобиографии: «Когда я окончил школу в 1957 году, в США было мало христианских философов, а еще меньше из них хотели признавать себя таковыми». Это неудивительно, учитывая многолетнее господство в англоязычной философии логического позитивизма, сторонники которого считали религиозные верования даже не столько неверными, сколько вообще бессмысленными и не подлежащими обсуждению. Плантинга вызвался показать, что обвинения в иррационализме и необоснованности, преследующие религиозных людей, можно предъявить каждому из нас: «Вера в существование Бога находится в одинаковых условиях с верой в существование других сознаний, прошлого, чувственно воспринимаемых предметов» – у нас нет убедительных доказательств в пользу всех этих верований, но отсюда не следует, что придерживаться их иррационально. Позднее Плантинга высказал идею, что естественная склонность к вере в Бога, которую он вслед за Кальвином называет sensus divinatus («чувство Божественного»), является частью нашего когнитивного аппарата. Если Бог сотворил мир, то Он наверняка должен был снабдить людей чем-то подобным, поэтому когда чувство Божественного функционирует должным образом, то в условиях повседневной жизни, например, при созерцании красоты природы, в нас зарождаются религиозные верования. Их можно считать обоснованными, как и все верования, полученные с помощью нормально работающих когнитивных способностей, предназначенных для познания истины. Но при этом обоснованность христианской веры не означает, что она доказуема со ссылкой на положения, очевидные для нерелигиозных людей. Силу аргументов Плантинги были вынуждены признать даже его оппоненты. Так, Ричард Рорти, известный своими атеистическими взглядами, как-то отметил, что в книге «Бог и другие сознания» Плантинга «достаточно убедителен во многих вопросах». Другой философ-атеист, Квентин Смит, с неудовольствием констатировал, что вслед за публикацией этой книги процесс секуляризации академического мейнстрима развернулся вспять: «Бог не «мертв» в академии, он вернулся к жизни в конце 1960-х и все еще жив и хорошо себя чувствует в своем последнем академическом бастионе, на философских факультетах». Справедливость этой оценки видна на примере Общества христианских философов (ОХФ), основанного в 1978 году при участии Плантинги (в 1983–1986 годах он был его президентом). Уже к 1994 году ОХФ насчитывало около 1000 членов, что составило примерно 12% от численности всей Американской философской ассоциации. Фактически ОХФ стало самой крупной тематической философской организацией в США, что можно считать одним из симптомов постсекулярной эпохи, возрождения религии в западном мире, который, казалось, уже навсегда утратил к ней интерес.
    Подробнее » Дело запутанное...



    Обратная связь


    Комментариев нет



    Гость
    Закрыто для дальнейших комментариев