Выжимки с комментариями из вузовского учебника допилю где-то к понедельнику. По поводу школьных учебников и уроков истории(именно Украины) - все было бы очень плохо не будь так плохо. По факту нет единого учебника и учебники публикуют или бывшая совесткая профессура со связями во власти(с распилами и т.п.) вовремя перекрасившаяся, или "канадские украинцы" с накалом антисоветизма и национализма овер 9000, или "ради лулзлов" бизнесмены решившие что могут быть историками. Принятие учебника после дисскуссии с коньяком и закуской - частое явление(препод-анархист 36 лет рассказывал как это происходит не по наслышке). Учебники - лютый несистематизированный трэш, мало соотносящийся с гос. программой. Учебники 14 года+ только добавляют русофобии, но они нераспространены т.к. нет ресурсов чтобы их распространить хотя бы на 10% школ. Большинство учебников до 14-го года, а треть - до 2000-го, во многих из них ода Путину и строя пост-Ельцинской РФ. Программа по истории в школах - никак с реальностью не соотносится, ни в плане уровня учеников, ни в плане возможностей преподавания, и существует чисто про форма(по всемирке например за час двадцать надо было уместить весь соц блок с 1945 до наших дней, дык еще оценок наставить, что приводило к 40 минутам на 85 лет истории 9 государств). По истории Украины - до середины 19-го века и даже Первой мировой с позднесоветскими различий немного(даже остатки классовой теории мелькают), но они яркие: постоянное приплетание национального фактора, извечный героизм, постоянные попытки показать что мы что-то дали мировой цивилизации(конституция Филиппа Орлика, ога, попытка изобразить восстание Хмельницкого буржуазной революцией, философ уровня Вольтера и Дидро Григорий Сковорода и т.п.) на уровне пропаганды Кении "Мы дали миру первых людей", и что "посмотрите, мы такие же как Англия, Франция, Германия!". Но, чтобы кто не говорил, антирусских настроений тут немного, в основном это касается 1654 года и Мазепы, даже в критике Российской империи мелькают остатки классового подхода. Более того, когда я был в школе создавалось впечатление что я критикую РИ куда больше националистов по части "второго издания крепостничества", реакционности и т.п., т.к. очень многие преподы и учителя правых взглядов у нас в итоге приходят к обелению РИ, чтобы затем еще больше измазать СССР. Всякого откровенного фричества мало(это не входит в школьную программу: про море и т.п., с таким же основанием можно вас подкалывать, дескать вы считаете что этруски - это русские), но т.к. история у нас как предмет - набор несистематизированных фактов, в которые вставляются выгодные сейчас маркеры, очень часто используются всякие приемы демагогии и софистики(например как расцвела украинская промышленность в последней трети 19-го века и как мы кормили всю РИ, на основании обрывков статистики и манипуляцией фактажа). Самое веселье начинается в 20-м веке, тут школьные учебники так же обрывочны, и даже нормальную антисоветскую линию провести не могут, а программа представляет собой торжество пост-модерна(2-3 урока на Вторую мировую войну, с акцентом на УПА и "как мы(Украина) спасли Англию от поражений в Африке"). Но про это подробнее при разборе вузовского учебника распишу, сумбурненько вышло, но представление какое-никакое думаю дал.