Скальф

Высоцкий

В теме 18 сообщений

У Высоцкого есть песня "Про Сережку Фомина".

        Я рос как вся дворовая шпана -
	Мы пили водку, пели песни ночью,-
	И не любили мы Сережку Фомина
	За то, что он всегда сосредоточен.

	Сидим раз у Сережки Фомина -
	Мы у него справляли наши встречи,-
	И вот о том, что началась война,
	Сказал нам Молотов в своей известной речи.

	В военкомате мне сказали: "Старина,
	Тебе броню дает родной завод "Компрессор"!"
	Я отказался,- а Сережку Фомина
	Спасал от армии отец его, профессор.

	Кровь лью я за тебя, моя страна,
	И все же мое сердце негодует:
	Кровь лью я за Сережку Фомина -
	А он сидит и в ус себе не дует!

	Теперь небось он ходит по кинам -
	Там хроника про нас перед сеансом,-
	Сюда б сейчас Сережку Фомина -
	Чтоб побыл он на фронте на германском!

	...Но наконец закончилась война -
	С плеч сбросили мы словно тонны груза,-
	Встречаю я Сережку Фомина -
	А он Герой Советского Союза...

Никак не пойму посыл - персонаж получил Героя заслуженно, а они плохо о нем думали. Или незаслуженно, отсидевшись "в тылу"?

Или тут каждый понимает в силу испорченности?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Только что, Скальф сказал:

Никак не пойму посыл - персонаж получил Героя заслуженно, а они плохо о нем думали. Или незаслуженно, отсидевшись "в тылу"?

Фиг знает.  Скорее что заслуженно но за другие подвиги в работе в тылу или что таки служил а автор не знал о таком. Что тогда звание Героя не давали за просто так, отлично показывает анекдот.

Цитата

Поймал старик золотую рыбку, она взмолилась и говорит деду:
– Отпусти меня, дед, я любое твое желание исполню.
– Хочу быть героем Советского Союза.
И остался дед один одинешенек с двумя гранатами против пяти танков.

 

 

Изменено пользователем Щербина307
4 пользователям понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
6 часов назад, Скальф сказал:

Сидим раз у Сережки Фомина - Мы у него справляли наши встречи,-

Наверное профессор не препятствовал встречам сына с "дворовой шпаной". Может быть Сережка пытался понравиться дворовой шпане? Нет, он самим собой оставался, сосредоточенным. За это его и не любили, других претензий нет. Откуда автор может знать, что профессор сына от армии спасал? Ниоткуда, это домыслы. Скорее всего профессор отсоветовал сыну в военкомат идти - там сами знают когда кого призвать и не надо им мешать работать. Так оно и вышло - призвали, воевал геройски и получил Героя

 

Изменено пользователем val1963

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В песнях каждый может увидеть своё и одну и ту же песню можно толковать по разному.

Пример:

Спойлер

          Я рос как вся дворовая шпана -
	Мы пили водку, пели песни ночью,-
	И не любили мы Сережку Фомина
	За то, что он всегда сосредоточен.

Скорее недолюбливали за то что он отличается от остальных

Спойлер

        Сидим раз у Сережки Фомина -
	Мы у него справляли наши встречи,-
	И вот о том, что началась война,
	Сказал нам Молотов в своей известной речи.

	В военкомате мне сказали: "Старина,
	Тебе броню дает родной завод "Компрессор"!"
	Я отказался,- а Сережку Фомина
	Спасал от армии отец его, профессор.

Серёжа Фомин жил несколько лучше остальных и, в связи с тем, что отец у него профессор имел некие преференции.

Здесь так же говорится о различии интеллигенции и трудового народа. У одних бронь от завода у других связи.

Спойлер

        Кровь лью я за тебя, моя страна,
	И все же мое сердце негодует:
	Кровь лью я за Сережку Фомина -
	А он сидит и в ус себе не дует!

	Теперь небось он ходит по кинам -
	Там хроника про нас перед сеансом,-
	Сюда б сейчас Сережку Фомина -
	Чтоб побыл он на фронте на германском!

Тот от чьего имени идёт повествование отказался от брони и в то же время решил, что Серёжа Фомин воспользовался бронью выбитой отцом. Ведь Серёжа не такой. Поэтому воюя всякое думал о нём.

Как оказалось напрасно ибо:

Спойлер

      ...Но наконец закончилась война -
	С плеч сбросили мы словно тонны груза,-
	Встречаю я Сережку Фомина -
	А он Герой Советского Союза...

 

 

Изменено пользователем Veselyi Rodger
дубль

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
38 минут назад, Veselyi Rodger сказал:

В песнях каждый может увидеть своё и одну и ту же песню можно толковать по разному.

Я натыкался в интернете на большое обсуждение этой песни. В песне есть один человек реальный. Это сам Высоцкий. Вот его и обсуждали. Некоторые из участников обсуждения считали, что Высоцкий в этой песне какую-то фигу показывает. Я никакой фиги не вижу. Герой заблуждался насчет Сережки Фомина и в конце это увидел

 

Изменено пользователем val1963

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
56 минут назад, val1963 сказал:

Герой заблуждался насчет Сережки Фомина и в конце это увидел

Совершенно верно.

Заблуждался он потому, что Серёжа внешне отличался от остальных и его не считали до конца своим. А то что отец хлопотал за Серёжу, ещё не значит, что сам Серёжа решил отсидеться.

ЗЫ: С детства Выскоцкий был любимым из певцов, но песни этой ранее не слышал и стих не встречал.

Изменено пользователем Veselyi Rodger
дубль

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Veselyi Rodger сказал:

А то что отец хлопотал за Серёжу

Это не факт. Это со слов рассказчика, а он сам об этом не мог знать. Откуда он мог узнать, кто ему мог рассказать?

 

Изменено пользователем val1963

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
30 минут назад, val1963 сказал:

 Откуда он мог узнать, кто ему мог рассказать?

У них была общая компания, возможно жили в одном доме или дворе. Действие происходит до того как тот, от чьего имени ведётся повествование попал на фронт.

К слову, сюжет либо придуман Высоцким или же услышан. Высоцкий поёт не о себе, он из тех кто "не довоевал" - дети войны ( авторское, действительно частично о нём, "Баллада о детстве"). Это я к предыдущему посту:

2 часа назад, val1963 сказал:

В песне есть один человек реальный. Это сам Высоцкий. Вот его и обсуждали.

Сам Высоцкий говорил о своём творчестве следующее:

Спойлер
Цитата

Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал, не шоферил и т.д. Я просто пишу от первого лица, и, вероятно, это вводит в заблуждение людей... Все это не совсем так. Во всех этих вещах большая доля авторского домысла, фантазии, а иначе не было бы никакой ценности: видел своими глазами, взял да зарифмовал... Что касается песен о войне, мне нечего вспоминать, потому что я этого не прошел. Но мы все воспитаны на военном материале, у меня военная семья, есть погибшие — как, впрочем, каждого человека у нас обязательно война коснулась. Это была великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и это будет помниться всегда. И пока есть люди, которые могут сочи-нять, конечно, они будут писать о войне. Но я пишу о войне не ретроспекции, а ассоциации. Там люди — из тех времен, ситуации — из тех времен, а в общем идея, проблема — наша, нынешняя. 

http://www.vsvysotsky.ru/press_24.php

Основное не то как повёл себя вымышленный или нет отец Сергея, а то как повёл себя Сергей. На мой взгляд герой песни не тот от кого ведётся повествование, а именно Сергей. А смысл песни в том, что не нужно судить о человеке по формальным признакам.

Изменено пользователем Veselyi Rodger
дубль

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Решил почитать про Высоцкого. Помимо строчек вроде баньки по белому, или постоянной темы чекистов и лагерей в его стихах, нашел некоторые воспоминания про Сталина. Я так понимаю что это было нормальным явлением среди советской интеллигенции 70х-80х годов, относиться к критически к советской власти, да и Сталина в его кругах не любили и он сам видимо так же перенял такое отношение. 

Спойлер

-Из воспоминаний Вадима Туманова:
«В один из вечеров мы с Володей приехали к нему домой на Малую Грузинскую, зашли в квартиру, включили телевизор. На экране - обозреватель Юрий Жуков, который всегда это делал примерно так. Из одной кучи писем брал письмо: "А вот гражданка Иванова из колхоза “Светлый путь” пишет...". Потом из другой: "Ей отвечает рабочий Петров...". Володя постоял, посмотрел и говорит:
- Слушай, где этих... выкапывают?! Ты посмотри... ведь все фальшиво, и мерзостью несет! (Заметим, что Ю.Жукова Высоцкий должен был хотя бы шапочно, но знать: он возглавлял общество "СССР - Франция" - головную фирму, филиал которой во Франции возглавляла его жена Марина Влади.).
С этого начался разговор о людях, которые нам несимпатичны. Потом он схватил два листа бумаги:
- Давай напишем по сто человек, кто нам неприятен.
Мы разошлись по разным комнатам. Свой список он написал минут за сорок, может быть, за час, когда у меня было еще человек семьдесят. Ходил и торопил меня:
- Скоро ты?.. Скоро ты?..
Процентов 60 или 70 фамилий у нас совпало. Наверно, так получилось от того, что многое было переговорено до этого дня. В списках наших было множество политических деятелей: Сталин, Гитлер, Каддафи, Кастро, Ким Ир Сен... Попал в этот список и Ленин (вспомним, что всего каких-нибудь несколько лет назад, летом 70-го, Высоцкий выразил ему свои симпатии в другой любительской анкете.). Попали и люди в какой-то степени случайные, мелькавшие в эти дни на экране. Что интересно, - и у него, и у меня четвертым был Мао Цзедун, а четырнадцатым - Дин Рид...».

 

-Известный польский актёр Д.Ольбрыхский, хорошо знавший Высоцкого, в одной из своих книг припоминает любопытный эпизод. Однажды Высоцкий вёз его и других польских актёров по Подмосковью. Путь пролегал мимо дачи Сталина. ""Тут сдох Сталин", – сказал Володя. – "На этой даче умер Сталин", – перевёл я. – "Ты переводи как следует! – взорвался Высоцкий. – Я сказал: сдох!"".

Хоть это и понятно, чего ждать от людей, которым в то время запудрили мозги сделав из Сталина кровавого тирана. Да и теорию к тому времени никто особо не учил и всерьез не воспринимал. Но все равно так странно от своих кумиров, на чьих стихах ты вырос слышать такое. В детстве Высоцкий мне представлялся образцом порядочного образованного советского гражданина. И первое разочарование было когда я узнал что он не только много пил, а еще и был наркоманом. А теперь еще оказалось что пусть злостным диссидентом он не был, но Сталина сильно не любил, и в коммунистические идеи по всей видимости уже не особо верил. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
28 минут назад, Artem_Parshin сказал:

А теперь еще оказалось что пусть злостным диссидентом он не был, но Сталина сильно не любил, и в коммунистические идеи по всей видимости уже не особо верил. 

Ну так он, так-то и не скрывал сильно. А вот какой-нибудь ублюдок типа Яковлева говорил одно, а делал другое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, Apis сказал:

Ну так он, так-то и не скрывал сильно. А вот какой-нибудь ублюдок типа Яковлева говорил одно, а делал другое.

Ну тот то совсем ублюдок. Про высоцкого что то плохое сказать язык не повернется. Он был честным человеком, который относился к стране и власти в меру того, что ему было видно самому и известно на тот момент. А уж проблемы в стране точно были. Так считаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Высоцкий 1938, по идее еще должен был в сталинское время сформироваться. Но хрущевская "оттепель" как-то ему хорошо "зашла".

Раз уже вспомнили его, вон что думаете, о чем песня "Кругом 500"? Там есть подтекст?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Artem_Parshin сказал:

-Из воспоминаний Вадима Туманова:

Все эти перепевки рабиновичей надо делить на 10 а лучше на сто.

Тут вон к 12 числу опять всплыли "воспоминания" как Гагарин был верующий весь из себя, в лавры ездил к настоятелям и требовал от Хрущёва восстановить храм христа на бассейне.

 

2 пользователям понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для меня самая противоречивая, на первый взгляд, у него песня эта:

Баллада о детстве.

Час зачатья я помню неточно
Значит, память моя однобока
Но зачат я был ночью, порочно
И явился на свет не до срока
Я рождался не в муках, не в злобе
Девять месяцев - это не лет
Первый срок отбывал я в утробе
Ничего там хорошего нет
 
Спасибо вам святители, что плюнули да дунули
Что вдруг мои родители зачать меня задумали
В те времена укромные, теперь почти былинные
Когда срока огромные брели в этапы длинные
Их брали в ночь зачатия, а многих даже ранее
А вот живет же братия - моя честна компания
 
Ходу, думушки светлые, ходу
Слово, строченьки, милые, слово!
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого
Знать бы мне, кто так долго мурыжил
Отыгрался бы на подлеце
Но родился и жил я и выжил
Дом на Первой Мещанской в конце
 
Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседочкою баловались водочкой
Все жили вровень, скромно так: система коридорная
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная
Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка
Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка
 
Не боялась сирены соседка
И привыкла к ней мать понемногу
И плевал я, здоровый трехлетка
На воздушную эту тревогу
Да не все то, что сверху от Бога
И народ зажигалки тушил
И, как малая фронту подмога
Мой песок и дырявый кувшин
И било солнце в три луча, на чердаке расссеяно
На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну
Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!
Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие
Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие
Мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие
 
Я ушел от пеленок и сосок
Поживал - не забыт, не заброшен
Не дразнили меня "недоносок"
Так как был я нормально доношен
Маскировку пытался срывать я
Пленных гонют, - чего ж мы дрожим?
Возвращались отцы наши, братья
По домам, по своим да чужим
 
У тети Зины кофточка с драконами да змеями
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями
Трофейная Япония, трофейная Германия
Пришла страна Лимония - сплошная чемодания
Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я
А из эвакуации толпой валили штатские
 
Осмотрелись они, оклемались
Похмелились, потом протрезвели
И отплакали те, кто дождались
Недождавшиеся отревели
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой
Мы спросили:- зачем? - Он в ответ
Мол, коридоры кончаются стенкой
А тоннели выводют на свет
 
Пророчество папашино не слушал Витька с корешом
Из коридора нашего в тюремный коридор ушел
Да он всегда был спорщиком, припрут к стене - откажется
Прошел он коридорчиком и кончил стенкой, кажется
Но у отцов свои умы, а что до нас касательно
На жизнь заглядывались мы уже самостоятельно
 
Все - от нас до почти годовалых
Толковищу вели до кровянки
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки
Не досталось им даже по пуле
В ремеслухе живи не тужи
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули
Из напильников сделать ножи
Они воткнутся в легкие
От никотина черные
По рукоятки легкие трехцветные наборные
Вели дела отменные сопливые острожники
На стройке немцы пленные на хлеб меняли ножики
Сперва играли в фантики в пристенок с крохоборами
И вот ушли романтики из подворотен ворами
 
Спекулянтка была номер перший
Ни соседей, ни бога не труся
Жизнь закончила миллионершей
Пересветова тётя Маруся
У Маруси за стенкой говели
И она там втихую пила...
А упала она возле двери
Некрасиво так, зло умерла
Нажива — как наркотика
Не выдержала этого
Богатенькая тётенька
Маруся Пересветова...
 
Но было всё обыденно
Заглянет кто — расстроится
Особенно обидело
Богатство метростроевца
Он дом сломал, а нам сказал
"У вас носы не вытерты
А я — за что я воевал?!"
И разные эпитеты
 
Было дело, и были подвалы
Было время, и цены снижали
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали
Дети бывших старшин да майоров
До ледовых широт поднялись
Потому, что из тех коридоров
Вниз сподручней им было, чем ввысь...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
33 минуты назад, Скальф сказал:

Для меня самая противоречивая

А почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
17 минут назад, Apis сказал:

А почему?

Тут и рождение, как намек вроде на репрессии:

"В те времена укромные, теперь почти былинные
Когда срока огромные брели в этапы длинные"

И приравнивание героев ВОВ и репрессированных:

"Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие
Мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие"

И вроде за честный труд:

"Мол, коридоры кончаются стенкой
А тоннели выводют на свет"

И тоска неуспевших на войну:

"А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки
Не досталось им даже по пуле
В ремеслухе живи не тужи"

Про спекулянтку в самой песне нет куплета, но тоже негативно к спекулянтам. Про метростроевца тоже нет куплета в песне, не совсем понимаю о чем это.

Вроде как восхищение:

"Было время, и цены снижали
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали
"

И в то же время непонятное:

"Дети бывших старшин да майоров
До ледовых широт поднялись
Потому, что из тех коридоров
Вниз сподручней им было, чем ввысь..."

поднялись в смысле по этапу пошли или что?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
16 минут назад, Скальф сказал:

И вроде за честный труд:

"Мол, коридоры кончаются стенкой
А тоннели выводют на свет"

Я думаю это не про "честный труд",а про другое.  Как в "Чужая колея".

17 минут назад, Скальф сказал:

Вроде как восхищение:

"Было время, и цены снижали
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали
"

 

Это объективная констатация потому, что эти факты отрицать невозможно. Такие же мотивы есть и у господина А.Я Розенбаума в автобиографических песнях, по совместительству автора такого "просоветского" опуса, как Беспризорник.

 

20 минут назад, Скальф сказал:

поднялись в смысле по этапу пошли или что?

Это из серии известной антисоветской максимы  "половина сидела, вторая охраняла". Кому было лучше? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 22.10.2018 в 22:06, Скальф сказал:

У Высоцкого есть песня "Про Сережку Фомина".


        Я рос как вся дворовая шпана -
	Мы пили водку, пели песни ночью,-
	И не любили мы Сережку Фомина
	За то, что он всегда сосредоточен.

	Сидим раз у Сережки Фомина -
	Мы у него справляли наши встречи,-
	И вот о том, что началась война,
	Сказал нам Молотов в своей известной речи.

	В военкомате мне сказали: "Старина,
	Тебе броню дает родной завод "Компрессор"!"
	Я отказался,- а Сережку Фомина
	Спасал от армии отец его, профессор.

	Кровь лью я за тебя, моя страна,
	И все же мое сердце негодует:
	Кровь лью я за Сережку Фомина -
	А он сидит и в ус себе не дует!

	Теперь небось он ходит по кинам -
	Там хроника про нас перед сеансом,-
	Сюда б сейчас Сережку Фомина -
	Чтоб побыл он на фронте на германском!

	...Но наконец закончилась война -
	С плеч сбросили мы словно тонны груза,-
	Встречаю я Сережку Фомина -
	А он Герой Советского Союза...

Никак не пойму посыл - персонаж получил Героя заслуженно, а они плохо о нем думали. Или незаслуженно, отсидевшись "в тылу"?

Или тут каждый понимает в силу испорченности?

Это стихотворение написано в балладном жанре, то есть повествует о неких событиях, происходящих во времени, поэтому сюжет имеет довольно четкую структуру: завязка, развитие, кульминация и развязка, которая может совпадать с кульминацией. Как правило, если верно для себя определить эти точки, то смысл произведения станет более понятным, если вдруг по смыслу оставались какие-то вопросы.

Например, в этой песне про Сережку Фомина описанные события охватывают предвоенное время, войну и время сразу после войны. Завязка сюжета в первом же четверостишии: противопоставление «мы» - «Сережка Фомин».

По мере развития сюжета мы узнаем, что не любили Сережку Фомина за его сосредоточенность в противовес ночным песням и водке «дворовой шпаны». Однако встречи «шпаны» всегда проходили именно у этого Сережки. Что отец у Фомина профессор, а рассказчик трудится на компрессорном заводе.

Потом начинается война и герой-повествователь уходит на фронт, несмотря на боронь, а Фомина пытается отмазать от армии отец-профессор.

На войне героя не оставляет в покое злая мысль, что пока «они» проливают кровь, Фомин отсиживается в тылу и ходит «по кинам». Ему бы не хронику смотреть, в которой его дворовые дружки под германским огнем, а сюда бы – на фронт.

Война заканчивается. Герой-повествователь встречает Фомина и видит, что тот стал Героем Советского Союза. Это одновременно и кульминация, и развязка.

Вообще всё это стихотворение построено на антитезах (заостренных противопоставлениях). Последняя антитеза делает развязку очень эффектной. Получается, что рассказчик все это время был неправ в отношении Фомина. Все, что герой думал о своем приятеле, оказалось неправдой. Фомин не отсиживался в тылу, он совершил подвиг, за который дают звезду Героя. Есть такой прием в литературе, когда финал произведения опровергает все, о чем говорилось в самом произведении, в последний момент как бы все переворачивается с ног на голову, что заставляет читателя еще раз отрефлексировать произведение уж с позиции постзнания.

Мне еще понравилось, как это синтаксически оформлено, если в данном издании сохранены авторские знаки препинания. Многоточие в начале и в конце последнего четверостишья поддерживает передачу эмоционального состояния рассказчика, которое осталось для нас за кадром: смятение от того, что был настолько неправ.

И да, если мы говорим о событиях произведения, то, конечно же, допустимы любые предположения, но эти предположения должны основываться не на вольных домыслах, а на самом тексте, поскольку у текста своя реальность, отличная от житейской. Неоткуда там взяться мысли, что звание Фоминым получено нечестным путем, что он до такой степени мерзавец (как мне кажется).

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти