Azmodan

Учебные пособия по истории СССР

В теме 4 сообщения

Какие книги или учебники стоит читать по истории СССР? Школьные учебники либерального толка, а вузовские я еще не смотрел. Я хочу начать систематическое изучение истории СССР с нуля

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не возьмусь рекомендовать учебные пособия и проч., но если есть желание изучать историю нашей страны (и не только советский период) с нуля, то могу сказать, что лично для меня оказалась чрезвычайно полезной работа с периодической печатью соответствующего периода.

Под периодикой я понимаю не только (а в моем конкретном случае — не столько) газеты, но и журналы (политические, исторические, технические, детские, научно-популярные и т. п.), причем, как говорится — "от корки до корки". Иногда одно рекламное объявление может сказать больше (и главное — точнее), чем современная историческая заметка.

В изрядном количестве журналы можно найти в Библиотеке Ершова (там, кстати, и учебные пособия и прочая историческая литература имеется), и еще на некоторых сайтах. Есть, конечно, далеко не все, что выходило у нас в стране, но этого более чем достаточно для начала работы, если, конечно, есть желание.

 

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Sergey-17 сказал:

...

Камрад, периодика, в частности твой сайт (за что тебе очередное спасибо), а так же мемуары и прочие документы эпохи это для аналитики.

Как учебник, чтобы разжевали и обратили внимание на некие аспекты в нужном ключе, они не подходят. Если только с пояснениями, как примеры некоего явления.

 

Изменено пользователем Щербина307
"Здесь мог бы быть дубль."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 13 Август 2018 г. в 21:01, Щербина307 сказал:

Как учебник, чтобы разжевали и обратили внимание на некие аспекты в нужном ключе, они не подходят. Если только с пояснениями, как примеры некоего явления.

Естественно, без учебника, как первого шага в изучении истории, очень трудно двигаться дальше. В 20-е годы, когда история в школе изучалась, как часть курса обществоведения, о результатах писали:

Цитата

"Историческая малоосведомленность, хаотическое и беспорядочное нагромождение обрывков историческо-современной мешанины (практика обществоведения), конечно, катастрофически влияют на процесс выработки мировоззрения у школьников, разрушают всякие интересы и служат тормозом при налаживании деловой обстановки в школе."

В скобках, правда, можно заметить, что поколение, учившее историю в составе обществоведения — провело коллективизацию и индустриализацию, выиграло войну и восстановило нашу страну, а вот мы, учившие историю отдельным предметом — страну сдали.

И еще ряд моментов.

Любой, самый либеральный учебник истории неизбежно дает основные события нашей и всемирной истории. Далее идет интерпретация этих событий, но сама последовательность в той или иной мере представлена. Т. е. "изучение с нуля" истории СССР подразумевает как минимум наличие уже полученной информации об СССР и основных этапах его истории.

Сможет ли учебник противоположной направленности помочь в изучении истории? В некоторой степени конечно — дополнительный набор событий, другие пояснения. Достаточно ли этого? На мой взгляд — совершенно недостаточно. И в первую очередь потому, что не дает в руки оружия для противостояния пропаганде. Учебник чисто технически неспособен вместить такой объем информации, да и "дух времени" передать неспособен, а это очень важно, потому что нередко человек совершенно автоматически переносит характеристики своего современного бытия на события 100-летней давности.

И вот здесь на помощь приходит периодика соответствующего периода  (частенько с горечью вспоминаю, что не было у меня в 80-х, 90-х, 00-х под руками этих журналов — нечего было ответить). Замены ей просто не существует, потому что ряд материалов не найти ни в архивах, ни, тем более, в мемуарах. Конечно, справочники и статистические сборники также дают богатый выбор  интереснейших сведений, и ни в коем случае ими нельзя пренебрегать, но по некоторым вопросам данные крайне скудны или отсутствуют.

И нет, на мой взгляд, другого пути, кроме самостоятельной работы с историческим материалом. А ценность периодики не только в ее относительно простой (пока) доступности, но и в том, что ее практически не используют современные историки (может быть, более опытные товарищи меня здесь поправят), т. е. это совершенно неразработанный пласт нашей и мировой истории. А недостаток — изобилие совершенно несистематизированных данных. Вряд ли, например, можно было ожидать, что некоторые сведения о церковной жизни в нашей стране в 20-е годы можно найти в радиотехнических журналах. Правда, с течением времени появляется некоторый опыт в поиске необходимой информации, и "от корки до корки" читать требуется уже не всегда.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти