Pontifex

Расизм и национальный вопрос в СССР

В теме 18 сообщений

Извиняюсь, сайт выдавал ошибку и я случайно создал две одинаковые темы. Прошу модераторов удалить дубликат.

День добрый,

Долгое время почитывал ваш форум как гость, но недавно нашёл крайне интересный материал, по поводу которого хотелось бы спросить как камрадов, живших в Союзе, так и тех, кто плотно занимался изучением истории СССР. Если поиск не подводит, эта тема здесь ещё не была затронута.

Я долгое время считал, что, несмотря на все свои недостатки, Советский Союз обладал одним явным и неоспоримым преимуществом перед западными колониальными странами – в нём были побеждены все мыслимые расовые и национальные предрассудки. Мол, в социалистическом государстве цвет кожи и разрез глаз стали восприниматься просто как индивидуальные особенности внешности человека, ни в коем случае не влиявшие на его положение в обществе. Конечно, многократно слышал про антисемитизм – как то, что он был, так и то, что его не было. Но евреи хотя бы визуально не отличаются от тех народов, среди которых они живут, поэтому в проявлениях антисемитизма проглядывается скорее социально-культурная неприязнь, чем расовая.

Но буквально на днях залпом прочитал очень интересную книгу афроамериканца Роберта Робинсона, прошившего 44 года в СССР – с 1930-го по 1974-й. Книга называется «Чёрный о красных. 44 года в Советском Союзе. Автобиография черного американца».

Подробно его жизненную историю расписывать не буду – про него есть масса информации в интернете, да и в самой книге. Но сама книга крайне интересна благодаря специфическому положению её автора: во-первых, он был чернокожим, во-вторых – американцем, а в-третьих, он прожил достаточно времени в Союзе, чтобы многое в нём увидеть. Соответственно, его книга – это очень интересное и уникальное свидетельство об истории СССР.

Я бы выделил в ней следующие пласты:

  1. Жизнь обычных советских рабочих
  2. Жизнь чернокожих (и мулатов)
  3. Жизнь нац. меньшинств и братских народностей (корейцев, китайцев и т.д.)
  4. Внутриполитическая обстановка
  5. Состояние советской экономики изнутри


Тема глубокая, но очень интересная. Поэтому книгу крайне рекомендую к прочтению целиком, а пока приведу несколько отрывков по 2-му и 3-му пунктам:
 

Цитата

«История постановки «Глубоких корней» на советской сцене могла бы послужить примером расизма по-русски.

Главный герой пьесы, чернокожий Брет, возвращается с войны домой. Сын кухарки, он вырос вместе с двумя дочерьми ее хозяина, богатого белого южанина. Одна из подружек детства Брета, повзрослевшая за время его отсутствия, не скрывает радости по поводу его возвращения. Тут-то и завязывается конфликт пьесы.

Русские статисты с вымазанными сажей лицами, шеями и руками, выглядели весьма нелепо. От пота сажа расплывалась и сквозь нее проглядывала белая кожа, так что к концу спектакля они скорее походили на пятнистых далматских догов, чем на чернокожих южан. Хуже всего было то, что главную роль, Брета, тоже играл белый актер, хотя в Москве жил Вейланд Родд, мой знакомый, прекрасный черный актер-профессионал из Америки, который мечтал об этой роли. Однако несмотря на все просьбы Родда, его даже не пригласили в театр на пробы.

В выходившей на английском языке советской газете я прочел интервью с одним американским режиссером, побывавшим на спектакле в Москве. «А почему бы вам не пригласить на роль Брета чернокожего актера?» — спросил он. На это приставленный к нему переводчик из «Интуриста» ответил: «Мы бы с удовольствием, но в нашей стране нет чернокожих актеров».

Замечу, что Родд закончил один из лучших театральных институтов СССР, где получил диплом актера и режиссера. Все об этом знали.
»

 

Цитата

«Из всех этнических групп и национальностей хуже всего русские относятся к черным и азиатам. Я узнал о фанатической нетерпимости русских к своим же советским гражданам из восточных регионов страны на второй год войны. К нам на завод прислали большую группу желтокожих мужчин из Узбекистана и Казахстана, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих. В действующую армию азиатов старались не брать, а направляли их в строительные батальоны: считалось, что им можно доверить разве что лопаты и кирки, но не оружие. Они ворочали камни, валили лес, строили дороги, как американские каторжники.

Сообщение о том, что к нам едут рабочие из Средней Азии, вызвало всеобщее неодобрение. Заводские относились к ним с брезгливостью; послушать их, так азиаты были и глупые, и ленивые, и злобные, и вероломные, да еще от них плохо пахло. Однако, оказавшись в чужой среде, среди враждебно настроенных людей, рабочие из Средней Азии, на мой взгляд, вели себя скромно и спокойно. Разумеется, были у них свои проблемы — плохое знание русского языка, недостаток технического опыта, неприспособленность к жизни в большом городе. В Москве жизнь их превратилась в настоящий ад. На работе русские осыпали их насмешками и оскорблениями. Какие бы неполадки ни случались, вину неизменно взваливали на кого-нибудь из азиатов. Мне было странно слышать, как издевались наши рабочие над узбеками и казахами, которые летом не снимали теплых халатов. Им и в голову не могло прийти, что такая одежда служит прекрасным термоизолятором, и азиаты, в отличие от них самих — краснолицых и потных, не страдают от жары. После нескольких месяцев издевательств рабочие из Средней Азии одновременно, как по команде, снизили темп работы. Через несколько дней ни одного из них не осталось на заводе. Думаю, что их не расстреляли на месте, а отправили на родину только потому, что страна в военное время особенно нуждалась в рабочей силе.
»

 

Цитата

«К концу пятидесятых годов усилиями советского руководства в сознании русских людей укоренился кичливый национализм, который я, чернокожий и не русский, едва мог выносить. К 1962 году расизм принял острую форму. На всех чернокожих смотрели, как на людей второго сорта. Казалось, навсегда ушла в прошлое та страна, в которой жили простые, радушные, дружелюбные русские люди. Такого откровенного расизма, по-моему, не было в Америке даже в двадцатые годы, не говоря уже о более позднем времени.

По крайней мере большинство американцев — не только черных, но и белых — сознают, что в Америке есть бытовой и институциональный расизм. Против этого зла ведут борьбу различные политические группы, организации и отдельные лидеры. Что же касается Советского Союза, то русские категорически отрицают существование расовых, национальных и этнических предрассудков в стране. Признать это — значило бы испортить ими же созданную картину равенства и братства. Многие американские чернокожие, привлеченные советской пропагандой, приехали в Советский Союз с убеждением, что попали в свободную страну с неограниченными возможностями. И что же? Забыв про свою выработанную годами осторожность, они устремлялись навстречу русским братьям и были ими отвергнуты. Униженные, они в конечном счете потеряли все иллюзии. По крайней мере в Америке они знали официальные и неофициальные правила социального поведения и могли им следовать, одновременно им сопротивляясь.

В отличие от многих американских чернокожих, я не ожидал найти в Советском Союзе рай. Однако и я пострадал от расизма в СССР. Я многого добился в своей профессии, и, не будь я чернокожим, моя карьера сложилась бы много лучше. После 1930-х годов ни руководство страны, ни ее граждане не желали официально признать, что человек с черной кожей может быть не менее, а подчас и более способным, чем белые. Меня никогда не посылали в командировки на иностранные или советские предприятия; туда ездили другие конструкторы, — разумеется, русские, — с меньшим производственным опытом. Нередко они возвращались из командировок с новыми идеями, но сделать чертежи не могли. И тогда они просили меня найти способ, как воплотить ту или иную заимствованную ими идею.
»

А вот это меня удивило вообще больше всего:

Цитата

«Примерно через неделю по радио передали сообщение о начале арабо-израильской войны. В нем говорилось, что арабы оказывают героическое сопротивление. На шестой день сообщили, что израильтянам удалось занять большую часть арабских территорий — в значительной степени благодаря военным поставкам из США. Из этого можно было сделать вывод, что Израиль одержал победу в войне. Из репродуктора изливалась злобная антиизраильская пропаганда, но, как ни странно, ожидаемого эффекта она не производила. Хотя, начиная с массового бегства евреев из Москвы 16 октября 1941 года, антисемитизм был широко распространен в Советском Союзе, по сравнению с темнокожими арабами евреи в глазах русских были верхом совершенства. Я понял тогда, что простые русские — в нашем третьеразрядном доме отдыха евреев не оказалось — любят арабов не больше, чем чернокожих. Вечером того дня, когда было объявлено о победе Израиля, мои соседи по комнате бросили вызов официальной проарабской, антиизраильской пропаганде и беззастенчиво распили бутылку за победу евреев. По возвращении в Москву я и там заметил антиарабские, произраильские настроения.»

 

Извиняюсь, сайт выдавал ошибку и я случайно создал две одинаковые темы. Прошу модераторов удалить дубликат.

Изменено пользователем Pontifex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Впечатление, как будто Солженицына прочитал.

Изменено пользователем Veselyi Rodger
1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прямо по цитатам:

1. У нас действительно не было чернокожих актёров. Вообще чернокожих было мало, хотя, например, был чернокожий инженер. В чем здесь расизм?

2. Момышулы смотрит на автора текста, как на лживое говно.

3. Этот нигер работал в СССР инженером-конструктором. Но пишет о расизме. Пусть о рассказывает на примере Черненко, который наполовину хохол, а на половину - хакас.

4. А это я сам застал. Болели в большинстве за арабов.

Прямо по цитатам:

1. У нас действительно не было чернокожих актёров. Вообще чернокожих было мало, хотя, например, был чернокожий инженер. В чем здесь расизм?

2. Момышулы смотрит на автора текста, как на лживое говно.

3. Этот нигер работал в СССР инженером-конструктором. Но пишет о расизме. Пусть о рассказывает на примере Черненко, который наполовину хохол, а на половину - хакас.

4. А это я сам застал. Болели в большинстве за арабов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На счёт актёров. Наш герой сам снимался. Фильм Миклухо-Маклай (1947 года) Миклухо-Маклай (1947) — трейлеры, даты премьер — КиноПоиск

Ну и вроде как депутатом Моссовета был... 

Изменено пользователем Veselyi Rodger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
5 минут назад, Veselyi Rodger сказал:

На счёт актёров. Наш герой сам снимался. Фильм Миклухо-Маклай (1947 года) Миклухо-Маклай (1947) — трейлеры, даты премьер — КиноПоиск

Ну и вроде как депутатом Моссовета был... 

Надо же! Как его советские расисты обидели!!!

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
30 минут назад, Sha-Yulin сказал:

1. У нас действительно не было чернокожих актёров. Вообще чернокожих было мало, хотя, например, был чернокожий инженер. В чем здесь расизм?

Так он же прямо в тексте упомянул некого Вейланда Родда, который окончил театральный институт в СССР. (Вейланд Родд (младший) - биография - советские актёры - Кино-Театр.РУ)
 

13 минут назад, Veselyi Rodger сказал:

На счёт актёров. Наш герой сам снимался. Фильм Миклухо-Маклай (1947 года) Миклухо-Маклай (1947) — трейлеры, даты премьер — КиноПоиск

Ну и вроде как депутатом Моссовета был... 

Всё верно, он и в книге пишет, что он и ещё несколько чернокожих граждан СССР выступали консультантами при постановке "глубоких корней". Только никто из них в пьесе не играл. К тому же он сокрушается, что режиссёр очень плохо прислушивался к его консультациям и многое из жизни чернокожих исказил. Просто по понятным причинам не могу процитировать сразу всю книгу, и приходится выбирать самые интересные фрагменты.

Я думаю, его большая обида на СССР коренится именно в этом эпизоде его жизни:

Цитата

(В контексте запуска первого спутника)

"Коммунисты и комсомольцы держали над головами плакаты с лозунгами: «Превосходство социализма над капитализмом неоспоримо», «Советский народ! Гордись своими успехами и достижениями!», «Да здравствует наша советская Родина!» Все выступавшие были нам хорошо знакомы по другим собраниям. Они пели хвалу партии и правительству и провозглашали запуск советского спутника главным научным достижением XX века. Национализм опьянил рабочих, и на смену обычным сетованиям на отставание СССР от Соединенных Штатов пришла беззастенчивая похвальба.
[...]
Поскольку во мне все видели иностранца, куда бы я ни пошел в Москве, везде находились желающие пропищать мне вслед «Бип! Бип!» По-видимому, эти «бип! бип!» были частью миленькой кампании, задуманной какими-то кремлевскими пропагандистами, чтобы напоминать иностранцам о преимуществах Советского Союза в области науки. Двадцать миллионов советских комсомольцев вполне могли осуществить такой план.
[...]
В тот день, когда мы узнали о запуске Эксплорера-1, рабочие в моем цеху скорбели, как на похоронах. Меня поразило, насколько внезапно и резко способно было измениться их настроение. За несколько минут после того, как они услышали эту новость, петушиная боевитость сменилась апатией — казалось, они вот-вот заплачут. Я понял, что не услышу от них больше «бип! бип!».
[...]
Придя утром на завод, я заметил, что рабочие заметно повеселели. Трое коммунистов кинулись ко мне и громко, чтобы все вокруг могли услышать, заявили: «Товарищ Робинсон, как могла Америка запустить в космос какой-то апельсинчик и объявить на весь мир, что она нас догнала? Несмотря на эти уловки, нас, советских людей, не обмануть».

Эта резкая смена настроения застала меня врасплох. Еще накануне я сам пытался ободрить их, уверяя, что успех Америки ни в коей мере не умаляет достижения их родины. Прошло всего несколько часов, и они обращаются ко мне, как к противнику, ища основания для вновь обретенного чувства оптимизма. Я не выдержал: «Товарищи, мне кажется, что вы несправедливы ко мне. Я живу здесь уже больше двадцати пяти лет. Во время войны я трудился вместе с вами, голодал, ночевал в бараке. Только один раз за все это время я выехал из Советского Союза, чтобы навестить мать, в 1930-е годы. Почему я должен отвечать за то, что Америка совершила или не совершила?»

Поскольку они привыкли к моей уступчивости, моя тирада их озадачила, и они не знали, что ответить. «Вот вы, — продолжил я, — пытаетесь завязать со мной спор о космических достижениях США, а ведь многие из вас приехали в Москву из деревень и не были там по крайней мере двадцать пять лет. А что если я стану спрашивать с вас за то, что произошло в вашей деревне неделю назад? Это будет честно?»

Более опытный из коммунистов, вступивших со мной в разговор, ответил: «Товарищ Робинсон, мы знаем, что вы с нами уже давно, но и мы, да и вы сами, не забыли, что вы не русский и не родились в Советском Союзе. Естественно, Америка вам ближе».

Не важно, что я был гражданином их страны, платил налоги, был членом профсоюза, плохого слова не сказал про Советский Союз и не расхваливал США. Для них я не только оставался иностранцем, чужаком, которому традиция и врожденное чувство не позволяют доверять, но и представителем Соединенных Штатов. Они завидовали Америке и переносили эту зависть на меня."

К тому же, после избрания его членом Моссовета Америка аннулировала его паспорт, и ему пришлось стать гражданином СССР. После чего он предпринял несколько попыток навестить своих родственников в качестве туриста, но вплоть до 1974 года ему не давали возможности выехать за границу.

Изменено пользователем Pontifex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
19 минут назад, Pontifex сказал:

Так он же прямо в тексте упомянул некого Вейланда Родда, который окончил театральный институт в СССР.

Да он и сам снимался. Вот только с чёрными актёрами всё равно была беда. Например, когда снимали "Как Пётр арапа женил" - вообще не было.

25 минут назад, Pontifex сказал:

Только никто из них в пьесе не играл. К тому же он сокрушается, что режиссёр очень плохо прислушивался к его консультациям и многое из жизни чернокожих исказил.

Я прямо сейчас работаю консультантом. И прямо сейчас к консультация прислушиваются довольно плохо.

И да, он сам подтверждает, что Америка ему ближе.

19 минут назад, Pontifex сказал:

Так он же прямо в тексте упомянул некого Вейланда Родда, который окончил театральный институт в СССР.

Да он и сам снимался. Вот только с чёрными актёрами всё равно была беда. Например, когда снимали "Как Пётр арапа женил" - вообще не было.

25 минут назад, Pontifex сказал:

Только никто из них в пьесе не играл. К тому же он сокрушается, что режиссёр очень плохо прислушивался к его консультациям и многое из жизни чернокожих исказил.

Я прямо сейчас работаю консультантом. И прямо сейчас к консультация прислушиваются довольно плохо.

И да, он сам подтверждает, что Америка ему ближе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А разве дать роль в театре только из-за цвета кожи - это не расизм? Я понимаю,что когда внешний вид максимально соответствует роли -это приятно, но , наверно, актерские навыки куда важнее

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно, а если бы он книгу издавал не в штатах, а в Китае, например, то не поменялся бы тон его повествования?

Думаю, не стоит особо доверять книжке написанной на волне перестройки.

Изменено пользователем smolk

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
15 часов назад, Sha-Yulin сказал:

И да, он сам подтверждает, что Америка ему ближе.

В принципе, Робинсон действительно кривит душой, когда всерьёз утверждает, что советский расизм в разы хуже американского. Он и сам признаёт, что если бы не уехал во время великой депрессии в Союз специалистом, то наверняка бы подметал улицы (если бы вообще остался жив), вместо того, что бы разрабатывать высокотехнологичные проекты на заводе в Москве:

Цитата

"Должен признаться, что в некотором отношении я извлек пользу из пребывания в Москве. В тридцатые годы в США я бы никогда не стал инженером-механиком из-за цвета кожи. Никогда бы не завоевал уважения коллег. Не получил бы работу, удовлетворяющую моим творческим потребностям. Никто не признал бы моих профессиональных достижений. В Москве я получил возможность всего этого добиться."

А вот его любимая свободная Америка:

Цитата

"Учитывая мои успехи в труде, администрация завода разрешила мне летом 1933 года съездить в Америку, повидать мать. Перед отъездом меня уговорили подписать еще один годовой контракт. На заводе знали, как я люблю свою работу, но контракт служил дополнительной гарантией, что я вернусь. Они верно рассчитали, что я не захочу остаться в охваченной депрессией Америке.
[...]
Хорошо было снова оказаться дома, но радость омрачил вид бродяг в лохмотьях, роющихся в мусорных баках на 125-й улице в Гарлеме. Пьяные бродяги слонялись по переулкам и лежали на тротуарах в ожидании смерти. Это было лицо Депрессии. Я жил в Гарлеме и знал, что такое бедность, однако с подобной нищетой и безысходностью раньше не сталкивался."

И его впечатления спустя 40 с лишним лет:

Цитата

"Манхэттен оказался не таким, каким я его представлял. Гарлем пришел в страшный упадок. Я ожидал, что по сравнению с 1933 годом он станет лучше, а не хуже. Мы прошли по 125-й улице и Седьмой авеню: там, где прежде фланировали одетые с иголочки кутилы, я увидел жалкого вида бедняков среди куч мусора. Я спросил у брата, когда началось это обнищание, ведь мне говорили, что положение американских чернокожих в политическом, экономическом и социальном отношении изменилось к лучшему, и я ожидал увидеть действительно серьезные перемены."


С другой стороны, судя по отдельным пассажам, да и по духу книги в целом, он жил жизнью типичного советского интеллигента - и они составляли его основной круг общения. Он иногда даже транслирует расхожие в среде интеллигенции мифы, но чаще всего осторожно добавляет что-то вроде "ходили слухи" или "знакомый моего знакомого сказал..." и т.д. Хотя к Сталину, например, он относился совершенно спокойно, а в тех арестах, свидетелем которых он был, винил именно Ежова:

Цитата

"Мне следовало соблюдать крайнюю осторожность. Ежовщина была в разгаре, Ежов был непредсказуем. Арестовать могли каждого. Ликвидировали двоих из ближайших соратников Ленина — Григория Зиновьева и Льва Каменева. Та же участь постигла десять выдающихся генералов и Михаила Кольцова, возможно, самого популярного журналиста в России, который, по слухам, пользовался расположением самого Сталина. Ни слава, ни репутация не помогли.
[...]
По своему безумию ежовщина намного превзошла все, что было раньше. При всем трагизме сталинские чистки, осуществлявшиеся Ягодой, имели свою логику. Если не принимать в расчет ценность человеческой жизни и согласиться с тем, что государство важнее людей, ему подчиняющихся, тогда установленный государством террор, ссылки и расстрелы могут показаться обоснованными и даже желательными. Был создан новый привилегированный класс, чьи льготы — квартиры, продукты, одежда, курорты, автомобили и так далее — полностью зависели от правительства и партии. Много лет спустя я узнал, что в тридцатые годы на заседании Секретариата ЦК Сталин сказал: «Если бы мы не создали новый правящий класс, мы бы не выполнили своей программы».

Чистки — это ад в любом случае, но при Ежове они стали дикими, непредсказуемыми, безумными: ученые, артисты, государственные деятели, инженеры, учителя, врачи, рабочие, офицеры, дворники — всем грозил арест, все были потенциальной мишенью."
[...]
Вскоре, однако, случилось невероятное — арестовали самого Ежова. Я был в цеху, когда об этом объявили по радио. Все прекратили работу и молча смотрели друг на друга. Трудно было поверить в то, что Ежов потерял власть. Разумеется, мы испытали чувство облегчения, но к нему примешивалось беспокойство за будущее. Вера в Сталина еще больше окрепла после того, как он смог одержать победу над Ежовым.

Говорили, что после ареста Ежов вел себя как умалишенный и был помещен в психиатрическую больницу. По Москве ходили слухи, что он хитрит, притворяется, пытаясь избежать расстрела. Однако ему это не удалось. Один мой знакомый, член партии, который располагал надежной информацией, сказал мне, что на допросах Ежов вначале молчал, но в конце концов от него добились признания в том, что он собирался уничтожить членов Политбюро и захватить власть.

 

Изменено пользователем Pontifex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
39 минут назад, smolk сказал:

Думаю, не стоит особо доверять книжке написанной на волне перестройки.

Не стоит воспринимать книгу о СССР за истину, изданную в США при Рейгане. 

 

27 минут назад, Pontifex сказал:

В принципе, Робинсон действительно кривит душой, когда всерьёз утверждает, что советский расизм в разы хуже американского.

А ты то как сам считаешь, был расизм в СССР?

Если считаешь что был, то на какой почве мог возникнуть?

Робинсон не единственный чернокожий живший в СССР. В СССР училось достаточно людей с африканского континента. Может стоит поискать их воспоминания и сравнить?

 

Изменено пользователем Veselyi Rodger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Veselyi Rodger сказал:

А ты то как сам считаешь, был расизм в СССР?

Расизм бывает бытовой и институциональный. Огромное множество представителей нац. меньшинств в органах разного уровня власти СССР - явное свидетельство отсутствия институционального расизма. К тому же этот аспект играл важнейшую роль в идеологическом противостоянии с Западом и даже был отражён в гимне. К тому же, я лично видел огромное количество метисов из самых разных областей СССР. Что уж говорить - я и сам метис, и во мне кровей понамешано со всего Союза.

Но я достаточно долго уже живу за границей, чтобы на себе ощутить, что такое бытовой расизм (или национализм, если угодно, поскольку визуально от среднестатистического европейца не отличаюсь). И, кстати говоря, тот же Робинсон в качестве иллюстрации советского расизма иногда выпячивает ситуации, где с ним плохо обращались не потому что он чёрный, а скорее потому, что в нём видели американца. Ну или просто настроение у человека, с которым он общался, было плохое.

При этом мне очень знакомо это ощущение, что ты можешь дружить с местными, жить здесь много лет, в совершенстве изучить их язык и культуру, но всё-равно так никогда и не стать своим. А то, что он описывает про "бип-бип" по поводу запуска спутника - я испытываю каждый раз во время хоккейных игр между Чехией и Россией. Помню, как когда чехи выиграли чемпионат мира в 2010-м году, в них словно бес вселился. Они гудели машинами, прыгали в трамвае и метро, из-за чего пару раз нарушали график движения транспорта, и орали "Kdo neskáče - není Čech!" (кто не скачет, тот не чех). Если они видели, что ты не разделяешь их энтузиазма, могли спросить, откуда ты родом - и если ты из России, они тут же начинали хохотать, похлопывать по плечу и говорить:"Ну мы вас красиво надрали". И бессмысленно их убеждать, что ты хоккеем не интересуешься, и тебе вообще пофиг, кто там кого выиграл. Хотя подозреваю, что в России ситуация по этой теме полностью симметричная.

Было ли такое в СССР? Не знаю. Потому и создал эту тему.

 

1 час назад, Veselyi Rodger сказал:

Робинсон не единственный чернокожий живший в СССР. В СССР училось достаточно людей с африканского континента. Может стоит поискать их воспоминания и сравнить?

А вот это действительно интересно. Если порекомендуешь что почитать на эту тему - буду премного благодарен.

Я знаком только с интервью и выступлениями Поля Робсона - действительно могучий был мужик - но он в Союзе только как гость был, причём особый.

Ещё как-то на глаза попадалась книжка 60-х годов - названия не помню, но это был сборник впечатлений иностранцев от посещения Союза. Видел её в музее коммунизма в Питере. Там тоже один чернокожий писал, как ему всё понравилось, но и он был просто туристом. А интересны именно воспоминания тех, кто жил в Союзе продолжительное время. "Не надо путать туризм с эмиграцией" (с)

Изменено пользователем Pontifex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Pontifex сказал:

Расизм бывает бытовой и институциональный.

Я не спрашивал какой он бывает. Какие исторические корни расизма?

У Российской Империи не было колоний и людских зоопарков не было. С чего взяться расизму в СССР?

1 час назад, Pontifex сказал:

А то, что он описывает про "бип-бип" по поводу запуска спутника - я испытываю каждый раз во время хоккейных игр между Чехией и Россией. Помню, как когда чехи выиграли чемпионат мира в 2010-м году, в них словно бес вселился. Они гудели машинами, прыгали в трамвае и метро, из-за чего пару раз нарушали график движения транспорта, и орали "Kdo neskáče - není Čech!" (кто не скачет, тот не чех). Если они видели, что ты не разделяешь их энтузиазма, могли спросить, откуда ты родом - и если ты из России, они тут же начинали хохотать, похлопывать по плечу и говорить:"Ну мы вас красиво надрали". И бессмысленно их убеждать, что ты хоккеем не интересуешься, и тебе вообще пофиг, кто там кого выиграл. Хотя подозреваю, что в России ситуация по этой теме полностью симметричная.

А причём тут вообще расизм?

Когда проезжают свадебные кортежи, некоторые автомобилисты им тоже бибикают. Это как-то относится к расизму?

Недавно, в чемпионате России по футболу, "Динамо" обыграло "Спартак". Придя на работу я подколол сослуживца на эту тему. Это тоже является не толерантностью или нетерпением?

Если человек чувствует какой-то дискомфорт, то необязательно причины заключаются в отношении к нему окружающих, возможно причины в его восприятии окружающих. Я не отношусь к приведённым цитатам из книги как к чему-то объективному, на это есть несколько причин.  Из приведённого видно, что книга написана не просто так, чтобы рассказать о жизни в СССР, а чтобы рассказать как в СССР живётся плохо. Что нет особой разницы между коммунистической и капиталистической системой, разве что кроме того, что в кап. стране человек может стать богатым. Возможно в книге описывается действительно чувства которые испытывал автор. Но почему автор не может быть расистом? Расизм же не улица с односторонним движением. 

В 00 году меня призвали в армию. После месяца на карантине в дивизии, раскидали нас по заставам. Раскидывали с таким условием, чтобы по возможности избежать землячеств. Моего призыва на заставу попало четыре человека (два марийца, полукровка мариец из Кировской области и я - москвич). Как ты думаешь, когда мы зашли в курилку на кого обратили самое пристальное внимание?

На москвича. Так уж выходит, что москвичей в России, скажем так, не особо любят. Что самое неприятное, мне самый авторитетный дед, старший сержант, пообещал, что до его дембеля я буду вешаться ибо у него был в учебке пи#ор сержант из Москвы, который их др#чил неподецки и теперь он будет отрываться на мне. В курилке находился боец из Подмосковья, тот сразу открестился от меня как от зёмы ибо Москва это Москва, где она и где Подмосковье. 

По твоему это что было? Расизм или национализм или какая-то другая фигня?

К слову, обещание старшего сержанта так и осталось обещанием и так получилось, что "вешался" я несколько меньше своего призыва. С старшим сержантом, который был из Тюмени у меня сложились нормальные отношения.

Численность боевого состава на заставе варьировалось время от времени, но была около 30 человек. По мимо марийцев были татарин, мордвин, чуваш, казах и парни ещё нескольких национальностей (всех уже не упомню). Всем по сути было пофигу кто какой национальности, да татарин мог назвать мордвина таким-то мордвином и в ответ получить, а ты такой-то татарин. На этом всё и заканчивалось.

Вообще же, два года безвылазно в лесу, среди ограниченного контингента людей, на ограниченной территории, да ещё на диете, это интересный жизненный опыт.

1 час назад, Pontifex сказал:

Если порекомендуешь что почитать на эту тему - буду премного благодарен.

Никогда не интересовался подобной темой. Хотя бы потому, что когда я называю человека негром, я не подразумеваю под этим, что человек не равен мне.

 

Изменено пользователем Veselyi Rodger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 25.05.2018 в 13:04, Veselyi Rodger сказал:

Численность боевого состава на заставе варьировалось время от времени, но была около 30 человек. По мимо марийцев были татарин, мордвин, чуваш, казах и парни ещё нескольких национальностей (всех уже не упомню). Всем по сути было пофигу кто какой национальности, да татарин мог назвать мордвина таким-то мордвином и в ответ получить, а ты такой-то татарин. На этом всё и заканчивалось.

Я родился и вырос в Норильске, который в 90-х и нулевых всё ещё оставался очень пёстрым в этническом плане городом. Как оно сейчас - не знаю, уехал оттуда в 2006-м. Но пока я там жил, у меня даже и мысли не было, что между народами могут быть ещё какие-то различия, кроме чисто косметических. Местные долганы и ненцы жили и работали наравне с остальными, и у меня в младших классах даже была учительница - представительница этих народов. Оленеводы, впрочем, в городе не жили, но часто его посещали и устраивали разные соревнования между собой и ярмарки. Все они прекрасно говорили по-русски без какого-либо акцента.

И поскольку у меня всегда перед глазами всегда были представители самых разных народов СССР-СНГ, я никак не мог понять, почему одни себя называют русскими, а другие - всячески выпячивают свою отдельную национальность. Однажды услышал, как один мой татарский приятель говорил по телефону на своём языке, и меня очень это удивило. Я спросил, почему он говорит на каком-то странном языке, и он мне рассказал, что он - вообще-то татарин, и татары - это совершенно другой народ. Хотя ни внешне, ни культурно он от других моих сверстников не отличался. Но в Норильске такие ситуации воспринимались скорее как причуда, чем повод к особому отношению.

А вот когда мы с семьёй переехали в Москву в том самом 2006 году, мои сверстники мне быстро объяснили, что есть, вот, отдельно русские, отдельно белорусы, отдельно армяне, отдельно чеченцы и дагестанцы. Над таджиками и узбеками смеялись, и в целом относились к ним с глубоким презрением. Насколько я помню, именно тогда начался дебильный сериал "Наша Russia", фразы из которого не цитировал только ленивый. Чеченцев и дагестанцев уже тогда ненавидели и побаивались. Армян в школе было много, и они органично вписывались в общую среду. Было несколько грузин, и с ними тоже не было конфликтов до конфликта с Грузией. Учитель истории у нас любил заяснять про "Великую Россию", но армянские ученики его часто в такие моменты осаживали.

В 25.05.2018 в 13:04, Veselyi Rodger сказал:

На москвича. Так уж выходит, что москвичей в России, скажем так, не особо любят. Что самое неприятное, мне самый авторитетный дед, старший сержант, пообещал, что до его дембеля я буду вешаться ибо у него был в учебке пи#ор сержант из Москвы, который их др#чил неподецки и теперь он будет отрываться на мне. В курилке находился боец из Подмосковья, тот сразу открестился от меня как от зёмы ибо Москва это Москва, где она и где Подмосковье. 

По твоему это что было? Расизм или национализм или какая-то другая фигня?

Кстати, да - к москвичам у нас в Норильске было особое, "тёплое" отношение) По городу ходили анекдотические рассказы о том, как москвичи офигевали от заполярной зимы и всё время мёрзли. В лучшем случае их снисходительно похлопывали по плечу, рассказывая, как правильно одеваться, а в худшем - ругали и обвиняли в том, что они выкачивают деньги из города, не оставляя ему средств на ремонт домов и дорог, которые очень стремительно приходили в негодность. У меня всё детство прошло в прогулках между пустыми аварийными домами, а для того, чтобы зайти в мой подъезд, приходилось сооружать мосты из всякого мусора, чтобы пересечь гигантскую лужу на полдвора. Зимой она, кстати, превращалась в отличный самодельный каток, что радовало детей, а взрослых очень раздражало, поскольку они там часто поскальзывались и ломали конечности.

К петербуржцам отношение было намного лучше, и Питер воспринимался таким своеобразным "старшим братом" Норильска, поскольку там тоже холодно, и даже есть белые ночи.

В 25.05.2018 в 13:04, Veselyi Rodger сказал:

У Российской Империи не было колоний и людских зоопарков не было. С чего взяться расизму в СССР?

Ну вот по этой логике, если колоний и людских зоопарков не было в СССР, то откуда такое уничижительное и презрительное отношение к таджикам и узбекам в современной России? Регулярно слышал в новостных сводках, как какие-то нацики избили или убили очередного бедного трудягу из Средней Азии. Понимаю, что была и среди них особая преступность, но убивали-то как правило каких-то непричастных. Ну и особенно удивляло, когда люди 60-70-х годов рождения презрительно называли их "чурками" и говорили, что их всех нужно выгнать из России. Я их всегда спрашивал:"А вы разве не соотечественники? У вас же паспорт одной и той же страны - СССР". Но ничего внятного мне на это так никто и не сказал. Ага, выгнать их, и всё - Россия снова станет великой, и весь мир нам будет завидовать.

Вот как так легко миллионам людей удалось перейти от "дружбы народов надёжный оплот " до оголтелого расизма?

Изменено пользователем Pontifex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 26.05.2018 в 17:06, Pontifex сказал:

Ну вот по этой логике, если колоний и людских зоопарков не было в СССР, то откуда такое уничижительное и презрительное отношение к таджикам и узбекам в современной России?

Пропаганда. Общество меняется вместе с общественными ценностями. 

Кем работают эмигранты из Таджикистана и Узбекистана? Их работа связана с выполнением действий не требующих высокой квалификации, соответственно это дешёвая рабочая сила. Работали бы они в профессиях которые ценятся на сегодняшний день, отношение было бы несколько другое. Хотя это бы не отменило национализм, который пропагандируется в обществе уже лет 30.

В 26.05.2018 в 17:06, Pontifex сказал:

Регулярно слышал в новостных сводках, как какие-то нацики избили или убили очередного бедного трудягу из Средней Азии.

Я не раз сталкивался с тем, что в тёмное время суток нападали на людей не по национальному признаку. Сейчас вообще в позднее время (ночное) не безопасно стало ходить по улицам. Но разве во время СССР было ровно так же?

А есть ещё футбольные фанатские группировки, они нападают на основании принадлежности к тому или иному клубу. Но раньше такого ведь не было, а появилось только в 90-е. Можно сказать, что фанаты появились в начале 80-ых, но это будет не совсем верно. В начале 80-ых начали ездить на выезды, причём останавливались на ночёвку у болельщиков команды с которой предстоял матч. Нередко устраивались совместные посиделки, местные устраивали экскурсии. Сейчас это возможно представить? Сложно.

Сейчас говорят, что футбольные фанаты устраивают беспорядки, взять к примеру те же фаеры, которые зажигают на трибунах. Откуда это всё взялось?

Появилась в начале 90-ых модная футбольная передача на НТВ "Футбольный клуб" с ведущим Уткиным, который восторгался фанатами в Италии и других европейских футбольных стран, вещал как круто фаер шоу смотрится. Иными словами навязывалась/пропагандировалась определённая культура боления "цивильный" стран, отличная от "совка".

В 26.05.2018 в 17:06, Pontifex сказал:

Ну и особенно удивляло, когда люди 60-70-х годов рождения презрительно называли их "чурками" и говорили, что их всех нужно выгнать из России.

Человек равен себе и не равен одновременно (с)

Люди меняются, сильно меняются. Сегодня, люди 60-70-ых годов рождения имеют порой мало общего, с теми кто жил в СССР. Единственное, что точно осталось у всех без изменения, это имена и отчества.

Изменено пользователем Veselyi Rodger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не было в СССР расизма. Все остальное просто бытовые предубеждения, как никак только недавно люди массово были приобщены к свету образования и науки.

Изменено пользователем Сулла

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(если возможно, удалите, пожалуйста, мой пустой комментарий выше)

В общем, решил немного подробнее рассмотреть всю эту тему и собрать здесь самые интересные материалы по теме наличия / отсутствия расизма в СССР. Спасибо товарищам, принявшим участие в обсуждении этого вопроса!

Итак, автобиографию Роберта Робинсона мы уже рассмотрели и даже выявили у него отдельные ложные заявления. Предлагаю рассмотреть свидетельства других чернокожих, посещавших или живших в СССР для составления более объективной картины.

Наверное, одиним из самых ярких сторонников СССР в США был афроамериканский певец Поль Робсон. И хотя он никогда не состоял в коммунистической партии, волна репрессий Маккарти не миновала и его. В 1956 году он предстал перед комиссией по борьбе с антиамериканской деятельностью в качестве подсудимого. И хотя вся его речь во время этого процесса заслуживает внимания как пример настоящего мужества и несокрушимой воли человека, в контексте нашей темы интересно следующее его заявление:

Цитата

«В России я впервые почувствовал себя как полноценный человек. Никаких предрассудков по поводу цвета кожи ни как в Миссисипи, ни как в Вашингтоне. Это был первый раз, когда я почувствовал себя человеком»

Англ. Оригинал:
«In Russia I felt for the first time like a full human being. No
color prejudice like in Mississippi, no color prejudice like in Washington. It was the first time I felt like a human being»


Сын Робсона, кстати, некоторое время учился в советской школе, хотя отец и увёз его в 1939 году обратно в США.

*****

Одним из самых насыщенных источников по бытовым историям чернокожих в СССР/СНГ является книга чернокожей журналистки Елены Ханги «Про всё». Но внимания заслуживает и её собственная история жизни. В эфире на «Эхо Москвы» от 23.04.2018 она сказала следующее:
 

Цитата

«А.Ежов
― Давайте начнем, может быть, хронологически, с детства. По поводу простой русской бабы: вы в детстве замечали косые взгляды, вот живя здесь? Все-таки ощущение, что вы немножко не такая как все, когда оно к вам пришло?

Е.Ханга
― В тот самый момент, как я вышла на улицу.

А.Ежов
― В 3 года.

Е.Ханга
― Я же черемушкинская девочка, пошла в ясли, детский сад. А дети жестокие, и все все называют своими именами. И то, что вокруг меня все были совсем другие, а я хотела, как все дети, быть такой же, как и все. Я помню, у меня бабушка, она была американка, белая американка, и мы шли по улице, и она меня вела за руку, и она так и не научилась говорить по-русски, поэтому она говорила со мной по-английски. А я ей громко отвечала по-русски, потому что я думала, что если все услышат, что я отвечаю по-русски, никто не заметит, что я другой национальности.
[…]
Ст.Крючков
― Вот эта детская жестокость, о которой вы говорите, она вас скорее закалила или какой-то такой след, может быть, оставила по жизни, к которому вы всегда возвращались?

Е.Ханга
― Другими словами, был ли у меня комплекс неполноценности? Нет, вы знаете, комплекса не было, потому что это был не расизм, это был бытовой… ну, некомпетентность. Но, с другой стороны, в нашей стране было неприлично быть националистом и расистом, и поэтому каждый раз, когда какой-то там ребенок что-то мне там говорил на улице, он тут же получал подзатыльник от взрослого человека»

 

Цитата

«Ст.Крючков
― Коротко, у нас 2,5 минуты остается до перерыва: ксенофобия, ее советские проявления, позднероссийские проявления и американские, принципиальные различия.

Е.Ханга
― Ой, там столько различий, что одним словом нельзя сказать. Если сравнивать российское и советское, то, я скажу, в Советском Союзе были проявления, но они были скорее от необразованности, и это было неприлично, потому что была политика о том, что все расы, национальности равны. А в России такого нету, у нас сейчас такой политики нету. И поэтому полезли вот все темные… Хотя, с другой стороны, сейчас у так много: и футболисты, и баскетболисты, и музыка, культуру черную мы любим, и джаз мы любим, и блюз мы любим. С одной стороны. А с другой стороны, мы слышим страшные истории, которые происходят, сейчас даже не хочу говорить, включая убийства. И это все переплетается, и поэтому трудно проводить сравнительный анализ»


А вот, собственно цитаты из самой книги:

Цитата

«В русской культуре я не чувствовала себя посторонней, чужой из-за цвета кожи. В отличие от многих афроамериканцев, мне никто и никогда не давал понять, что у меня меньше ума или способностей по сравнению с белыми одноклассниками.

Может, наша семья, начало которой положил один из немногих черных американцев, приехавших в Россию в тридцатые годы, отличалась от других. И да, и нет. Во многом меня не коснулась та предвзятость, с которой пришлось столкнуться не только африканским студентам, но и детям, родившимся от союзов русских женщин и африканцев. Античерных настроений в то время в России не существовало: расизму нужна видимая цель, а нас было слишком мало, чтобы обратить на себя вражду, направленную на другие национальные меньшинства.

В юности я думала о цвете своей кожи как о знаке отличия, а не объекте дискриминации. Расисты меня не донимали, но я всегда и везде вызывала пусть вежливое, но любопытство. Даже в детском саду дети спрашивали, почему моя кожа не белеет, хотя я живу не в Африке, а в холодной, заснеженной России. Это любопытство постоянно напоминало, что я не такая, как все»

 

Цитата

«Дискриминация по цвету кожи отсутствовала и в Советском Союзе, что произвело большое впечатление на членов группы, даже на тех, кто не интересовался коммунизмом. Некоторые из черных аграриев, включая Роуна и Саттона, вернулись в 1937 году в Соединенные Штаты, когда Советы, на начальном этапе репрессий, предложили им выбор: отказаться от американского гражданства или покинуть СССР. Не пожелав расстаться со статусом американского гражданина, они все же сожалели о том, что вернулись в страну, где царствовала сегрегация»

 

Цитата

«Когда-то я хотела написать статью про расизм и опрашивала черных русских. Сначала расспросила свою подругу, которая росла в детдоме. Мама ее была украинка, отец - заезжий кубинец. Она сама певица, женщина потрясающей красоты, такой, что дыхание перехватывает. Как она ненавидит нашу действительность! При том, что она такая красавица, что, естественно, каждый мужчина норовил к ней пристать. Но когда она отказывала... В общем, и насиловать ее пытались, а уж чего только она не наслушалась! Она утверждала, что более расистской страны, чем Россия, она никогда не видела.

Далее я пошла с расспросами вверх - по социальной лестнице. Говорила с известной балериной, у которой и работа хорошая, и муж, и дом свой. Она удивилась:

- Расизм? Где ты увидела расизм, Лена? Я живу лучше, чем кто-либо.

То есть расизм - еще и социальное явление. Думаю, что русские черные не скажут, что живут в расистском обществе. У нас есть защита. Это наша страна. А ведь расисты - они как животные: кидаются на тех, кто беззащитен. У африканского студента на лбу написано, что никто за него не заступится - его страна слишком бедная, то есть его можно избить, а он и слова никому не скажет»


В общем, вывод можно сделать следующий: расизм полностью отвергался и осуждался государственной идеологией СССР. Более того, даже на бытовом уровне он был проявлением скорее банального невежества отдельных граждан, чем частью советской культуры. Впрочем, ситуация была разной в разные этапы жизни СССР: если в 20-30-е годы культивировалось в целом положительное отношение к иностранцам, то впоследствии в иностранцах видели шпионов или враждебных агентов. Хоть цвет их кожи не был определяющим фактором, в чернокожем человеке всё же чисто визуально было проще обнаружить иностранца. Отсюда и некоторые издержки в общении.

Позже - в период Перестройки и перехода к капитализму, расизм пустил свои корни и в постсоветском обществе. Когда чернокожие рассказывают о жизни в СССР и современной России - это выглядит как рассказ о двух совершенно разных мирах. Что, в принципе, неудивительно.

А то, что касается Роберта Робинсона, скорее всего его автобиография - чистой воды политический заказ. Может быть она была условием для получения им американского гражданства - не знаю. Но, факт остаётся фактом - на фоне других свидетельств от чернокожих, проживавших в СССР, книга выглядит каким-то неправдоподобным пасквилем сильно обиженного человека.

В принципе, он довольно хорошо устроился: пережил самые тяжёлые годы расизма и сегрегации в интернациональном СССР, получил высшее образование, осуществил свою мечту, став инженером, а потом свалил в США, где его уже не поджидали таблички с надписью "только для белых", и написал о том, как плохо быть негром в СССР.

Изменено пользователем Pontifex
1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
42 минуты назад, Pontifex сказал:

В общем, вывод можно сделать следующий: расизм полностью отвергался и осуждался государственной идеологией СССР. Более того, даже на бытовом уровне он был проявлением скорее банального невежества отдельных граждан, чем частью советской культуры. 

Вывод иной.  В СССР немогло быть проявлений расизма к чёрным. 

42 минуты назад, Pontifex сказал:

 

 

Изменено пользователем Veselyi Rodger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти