Начинающий

Можно ли при изучении "Капитала" обойтись без Гегеля ?

В теме 38 сообщений

ПСС Ленина том 29 предисловие.

Спойлер

...центральным пунктом «Философских тетрадей», в котором, как в фокусе, сходятся ленинские идеи, затрагивающие самые различные области человеческого знания, является материалистическая диалектика, ее основные законы и категории, история их формирования, значение для общественных наук и естествознания, диалектический характер развития техники. Идеалистическая диалектика Гегеля, диалектические идеи Гераклита, Лейбница и других философов служат Ленину исходным материалом, на основе которого он развивает материалистическую, марксистскую диалектику...

... останавливается на материалистической переработке Марксом и Энгельсом философии Гегеля, на их критической оценке предшествующего материализма...

...«Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории». В этих конспектах Ленин критикует идеализм и раскрывает историческую ограниченность философских взглядов Гегеля, его «дань мистицизму», «игру в пустые аналогии», «измену развитию» и вместе с тем показывает, что в мистической форме у Гегеля часто выступают реальные отношения действительности.

«Логику Гегеля, - писал Ленин, - нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik: это еще большая работа» (стр. 238). Именно эту работу и проделывает Ленин в своих конспектах, останавливаясь на трудных переходах, оттенках, переливах гегелевских абстрактных понятий, отыскивая «зерно глубокой истины в мистической шелухе гегельянщины» (стр. 139). «Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, - замечает он в начале конспекта «Науки логики», - Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу) - т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc.» (стр. 93). Такой подход дает возможность Ленину раскрыть истинное значение гегелевской логики, увидеть «"канун» превращения объективного идеализма в материализм» (стр. 151), отметить у Гегеля «зачатки» материалистического понимания не только природы, но и истории. Всего ближе Гегель подходит к научному, диалектическому материализму в «Науке логики» при построении своей грандиозной системы логических категорий, всего дальше отстоит от него в философии истории. «Это и понятно, - пишет Ленин, - ибо именно здесь, именно в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антиквирован» (стр. 289). Но и в логике Гегель лишь «гениально угадал диалектику вещей», диалектику объективного мира. Ленин материалистически осмысливает и развивает основные законы и категории диалектики, раскрывает их взаимосвязь, показывает специфику их проявления в мышлении, определяет соотношение диалектики, логики и теории познания...

...В отличие от Гегеля, лишь угадавшего в диалектике понятий самодвижение мира, Ленин по-иному, материалистически объясняет взаимопревращаемость понятий. «Мысль включить жизнь в логику понятна - и гениальна, - пишет он, - с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объективного мира и проверки этого сознания (отражения) практикой» (стр. 184). Другими словами, Ленин считает гениальным применение к процессу познания единственно правильной теории развития - диалектики, что в идеалистической форме было сделано Гегелем, в материалистической - Марксом. Во фрагменте «План диалектики (Логики) Гегеля» Ленин пишет, что в ««Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания», а в скобках замечает: «не надо 3-х слов: это одно и то же» (стр. 301)...

...«Философские тетради» - важная ступень в развитии марксистской истории философии как науки. Критикуя идеалистическую историко-философскую концепцию Гегеля, Ленин вместе с тем отмечает ценность рассмотрения Гегелем истории диалектики, подчеркивает важность выдвинутого им требования строгой историчности, которое сам Гегель не мог осуществить именно в силу своего идеализма. «Гегель, - замечает Ленин, - серьезно «верил», думал, что материализм как философия невозможен, ибо философия есть наука о мышлении, об общем, а общее есть мысль. Здесь он повторял ошибку того самого субъективного идеализма, который он всегда называл «дурным» идеализмом» (стр. 250). И Ленин шаг за шагом прослеживает, как этот органический недостаток историко-философской концепции Гегеля сказывается при рассмотрении тех или иных философских учений прошлого, в результате чего Гегель «размазывает» идеализм в истории философии, «прикрывает» его слабости, «трусливо обходит» историю материализма.

В противоположность Гегелю Ленин ставит перед историей философии задачу отделения «зачатков научного мышления» от фантазии, религии, мифологии, прослеживает преимущественно развитие материализма и диалектики, показывает, как исторически зарождались и развивались те или иные философские и естественнонаучные идеи современности, например, представления о строении материи. Материалистически истолковывая мысль Гегеля о «кругах» в истории философии, Ленин развивает ее, выявляет в самой специфике познания возможность, истоки, «гносеологические корни» идеализма, закрепляемые «классовым интересом господствующих классов» (стр. 322). Ленин подчеркивает, что история философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма, раскрывает исторические особенности того и другого, показывает, как развитие философии и естествознания подтверждает истинность диалектического и исторического материализма, критикует различные направления современной ему буржуазной идеалистической философии - позитивизм, неокантианство и другие...

 

 

Изменено пользователем Щербина307

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
21 час назад, Veselyi Rodger сказал:

Первый том "Капитала" был написан с использованием диалектики, чтобы был понятен большему кругу читателей того времени, которые были идеалистами (религиозными людьми).

Вот это поворот!!! Я не знаю, ваша неуемная гордыня или интеллектуальная лень толкает вас ко все большему невежеству, но надо уже что-то с этим делать.

Изменено пользователем kfa87

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
4 минуты назад, kfa87 сказал:

Вот это поворот!!! Я не знаю, ваша неуемная гордыня или интеллектуальная лень толкает вас ко все большему невежеству, но надо уже что-то с этим делать.

Давай, для начала, ты обоснуешь свой вывод, а потом придумаем совместно что делать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
20 часов назад, Щербина307 сказал:

ПСС Ленина том 29 предисловие.

  читать далее (Показать содержание)

Перешли от цитирования классиков к людям, пишущим о том, что хотели сказать классики. Это может быть и не плохо, но лучше получать знания из первоисточников чем потреблять отраженный свет. Я же в свою очередь приведу свидетельства признанных авторитетов.

«Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, то есть причинная связь того поступательного движения, которое сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему, — это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но во всяком случае совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. … Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира. Вместе с этим гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать — вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове. … Тем самым революционная сторона гегелевской философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических оболочек, которые у Гегеля затрудняли её последовательное проведение. …» [К. Маркс. "Тезисы о Фейербахе"].

Насколько важно изучать труды Гегеля по диалектике? Маркс в "Тезисах" пишет, что "... Гегель сам, хотя и бессознательно, указывает нам путь, ведущий из этого лабиринта систем к действительному положительному познанию мира.» Значит встаем на позицию материализма, берем Гегеля и читаем. «Само собой понятно, что нужды «системы» довольно часто заставляли его здесь прибегать к тем насильственным конструкциям, по поводу которых до сих пор поднимают такой ужасный крик его ничтожные противники. Но эти конструкции служат только рамками, лесами возводимого им здания. Кто не задерживается излишне на них, а глубже проникает в грандиозное здание, тот находит там бесчисленные сокровища, до настоящего времени сохранившие свою полную ценность. …»[Там же]. Сравнивая Фейербаха с Гегелем, Маркс пишет: «Насколько идеалистична форма [диалектики Гегеля], настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно заключает в себе всю область права, экономики и политики. У Фейербаха — как раз наоборот. По форме он реалистичен, за точку отправления он берёт человека; но о мире, в котором живёт этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остаётся постоянно тем же абстрактным человеком, который фигурирует в философии религии.» Фейербах удивительно беден по сравнению с Гегелем, подчеркивает Маркс. Энгельс в Антидюринге пишет, что Гегель впервые «резко сформулировал закон отрицания отрицания, который осуществляется бессознательно в природе и истории». Т.е. Гегель в ясной форме сформулировал этот один из главных законов диалектики. Следующие слова Энгельса выражают еще более однозначную позицию по отношению трудам Гегеля. «… учиться диалектике у Канта, пишет Энгельс, - было бы без нужды утомительной и неблагодарной работой, с тех пор как в произведениях Гегеля мы имеем обширный компендий диалектики, …».

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, kfa87 сказал:

Я же в свою очередь приведу свидетельства признанных авторитетов.

А на мой вопрос когда ответишь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
46 минут назад, kfa87 сказал:

Перешли от цитирования классиков к людям, пишущим о том, что хотели сказать классики.

Это предисловие, сами упоминаемые статьи даже с номерами страниц можно прочитать в том самом томе.

49 минут назад, kfa87 сказал:

Я же в свою очередь приведу свидетельства признанных авторитетов.

Осмелюсь предположить, что ты сам не понимаешь, что цитируешь и что приведённые циататы идут в разрез с твоей позицией выше по треду.

-------------------------------

Всем.

Повторюсь. Гегеля можно читать только как дополнение при желании изучить тему досконально, так сказать в дополнение. Это подтверждает и опыт классиков марксизма-ленинизма. Они Гегеля читали в общем списке философов разбирая как у них двигалась мысль и кто и в чём ошибался. 

 

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
4 минуты назад, Щербина307 сказал:

Всем.

Повторюсь. Гегеля можно читать только как дополнение при желании изучить тему досконально, так сказать в дополнение. Это подтверждает и опыт классиков марксизма-ленинизма. Они Гегеля читали в общем списке философов разбирая как у них двигалась мысль и кто и в чём ошибался. 

Есть ещё одно предположение, скорее как дополнение. Общаясь с человеком, нужно стараться говорить на понятном ему языке и понимать ход его мыслей.

Исходя из исторического периода, то для дискуссий и споров, знание и понимание философии Гегеля было важным. 

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Еще у Сталина, в частности, есть интересное о Гегеле и диалектике в начале статьи «О диалектическом и историческом материализме» (том 14 псс).

Там он уж совсем простыми словами разъясняет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2 часа назад, Скальф сказал:

Еще у Сталина, в частности, есть интересное о Гегеле и диалектике в начале статьи «О диалектическом и историческом материализме» (том 14 псс).

Там он уж совсем простыми словами разъясняет.

Можно привести цитату?

ЗЫ: На сколько знаю, у Сталина 13 томов ПСС... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
57 минут назад, Veselyi Rodger сказал:

ЗЫ: На сколько знаю, у Сталина 13 томов ПСС... 

Сталин И.В. Сочинения: Т. 1–18

Оказывается за время существования современной России авторы ещё 5 томов понаписали. 

И что-то моя чуйка подсказывает, что верить их содержанию нельзя.

57 минут назад, Veselyi Rodger сказал:

 

Изменено пользователем Karloz
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поменьше снобизма, товарищи.

1005930223.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
44 минуты назад, Скальф сказал:

Поменьше снобизма, товарищи.

Не понимаю, в чём мой снобизм заключается?

Я написал лишь, что если нашли что-то интересное у Сталина о Гегеле, то неплохо было бы поделиться этим с товарищами, а не отсылать к 14-ому тому.

К тому же я не говорил, что Сталин ничего не писал о "диалектическом и историческом материализме" (с).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На вопрос в названии темы отвечает автор Капитала.

Спойлер

Капитал 
Маркс Карл 
Послесловие ко второму изданию 

" Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. 

 Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад, в то время, когда она была еще в моде. Но как раз в то время, когда я работал над первым томом “Капитала”, крикливые, претенциозные и весьма посредственные эпигоны, задающие тон в современной образованной Германии, усвоили манеру третировать Гегеля, как некогда, во времена Лессинга, бравый Мозес Мендельсон третировал Спинозу, как “мертвую собаку”. Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения. Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. 

 В своей мистифицированной форме диалектика стала немецкой модой, так как казалось, будто она прославляет существующее положение вещей. В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна. 

 Полное противоречий движение капиталистического общества всего осязательнее дает себя почувствовать буржуа-практику в колебаниях проделываемого современной промышленностью периодического цикла, апогеем которых является общий кризис. Кризис опять надвигается, хотя находится еще в своей начальной стадии, и благодаря разносторонности и интенсивности своего действия он вдолбит диалектику даже в головы выскочек новой священной прусско-германской империи."

Карл Маркс Лондон, 24 января 1873 г. 

 

5 пользователям понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти