Joseph Sveik

История Европы после Второй Мировой войны

В теме 25 сообщений

Тут я планирую, что будет  размещаться  информация по истории Европы. Первая  моя публикация будет посвящена истории Германии после войны до создания ФРГ и ГДР(ФРГ как государство появилось раньше).

Итак, начнем.

Послевоенный контроль за Германией союзниками.

 

Предвидя безоговорочную капитуляцию Третьего рейха, Великобритания, США и Советский Союз разрабатывали планы послевоенного управления Германией.

Идею «расчленения» Германии высказал У.Черчиль в беседе  с послом СССР еще в декабре 1941 года. На совещании госдепартамента США в конце января 1943 года.

Было предложено разделить на три государства: северную, западную и восточные Германии. Сталин считал, что Германию не следует дробить] Висков С.И., Кульбакин. Союзники и «германский вопрос».М., 1990.С.49.). В 1944 году был разработан план по превращению Германии в миролюбивую, аграрную страну. Документ назывался «План Моргентау».

    

В первоначальном виде от него оказались, но исправленную версию его подписали Рузвельт и Черчиль.

Именно в этом документе союзники поставили вопрос  о дальнейшей судьбе Германии. Была разработана программа, которая позднее получила название

«пяти Д». Она предусматривала денацификацию, демилитаризацию, демократизацию, децентрализацию и демонтирование определенных отраслей промышленности.

В « Плане Моргентау» было прописана демилитаризация Германии:Целью сил Альянса должно быть выполнение полной демилитаризации Германии в наикратчайший период  после капитуляции.

Демилитаризация означала полное разоружение Германской Армии и населения, полное уничтожение всей Германской военной промышленности и изъятие или уничтожение других ключевых отраслей промышленности, которые являются базисом военной мощи».

Часть плана, где говорилось об  уничтожении военной промышленности не была принята союзниками. Разоружалась Германская армия, уничтожались снаряды и мины, а военные заводы не подвергались уничтожению или демонтажу. Конструкторские бюро вместе с оборудованием частично перевозились в США.

«План Моргентау» базировался на идее  уничтожения всего промышленного производства в Германии. Например, в Рурской зоне предполагалось через 6 месяцев после окончания боевых действий уничтожение всей промышленности. Большая часть промышленности уничтожается,  крупнейшие заводы демонтируются сотрудниками ООН.

Всех технических специалистов предполагалось выселить из Рурской земли.

Можно сказать, что «План Моргентау» ,рассматривая его с позиции современного исследователя, был очень выгоден американскому правительству.

Во-первых, вывоз из Германии конструкторских цехов, передовых технологий, ученых и технических специалистов, должен был способствовать экономическому росту США.

Во-вторых, искуственное ослабление Германии может спровоцировать военные конфликты между бывшими союзниками. Например, между Великобританией и Францией, Польшей, СССР . А это уже  могло бы привести к тому, что что у Европы было бы меньше шансов восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

Политика США и Великобритании была двойственной.

Они добивались военного поражения Германии, но в тоже боялись, что её полный разгром и безоговорочная капитуляция могут привести к ослаблению капиталистической системы в Европе[1]. США и Великобритания были вынуждены отклонить этот план. Но в целом его идеи были сохранены.

Одной из основных целей английского контроля над Германской экономикой является ограничение германского соперничества с английским экспортом. Также было важным создать в Германии рынок сбыта английской продукции.

В госдепартаменте США считали, что долговременными основными целями политики в Германии должны стать:

1) ликвидация самообеспеченности экономики Германии и 2) устранение экономического преобладания в Европе[2].

 В процессе изучения «судьбы»  Германии после войны необходимо рассмотреть позиции лидеров трех стран И. В. Сталина, У.Черчиля и Ф. Рузвельта на Ялтинской  и Потсдамской конференциях.

 В ходе войны состоялась  Крымская (Ялтинская) конференция

(4–11 февраля 1945), в которой участвовали президент США

 Франклин  Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль и советский лидер И. В. Сталин.

В Ялте союзники договорились о том, что каждая страна - член Большой тройки, а также Франция получат в управление отдельную оккупационную зону в Германии.

Аналогично, на четыре сектора, предполагалось разделить и Берлин. Было одобрено присоединение ряда территорий Восточной Германии к Польше и СССР, а также выплата Германией репараций странам, пострадавшим от нацистской агрессии.

Новый президент США Г.Трумэн, председатель Совнаркома СССР  Сталин, британский премьер-министр Черчилль (а позднее новый премьер-министр К. Эттли) встретились в Потсдаме на первой послевоенной конференции (Потсдамская, или Берлинская конференция, 17 июля – 2 августа 1945). Согласно Потсдамскому соглашению, Советскому Союзу передавались во временное управление Кёнигсберг и прилегающие к нему территории Восточной Пруссии, а Польше – все германские земли вплоть до новой польско-германской границы по Одеру – Нейсе. На западе Саарская область была выведена из состава Германии и приобрела полуавтономный статус как регион, экономически объединенный с Францией. Польша и Чехословакия получили право выселить этнических немцев со своих территорий, в результате чего в Германию хлынул поток беженцев (к концу 1946 их число составило около 9 млн. человек).  На Потсдаме были сформулированы принципы и задачи, которые позже получили название политики «четырех Д»: «демилитаризация», «денацификация», «демократизация» и «декартелизация»( Бернд Бонвеч., Галактионов Ю.В. История Германии. Т 2. От создания Германской империи до начала XXI века ).

Это были колоссальные задачи, которые никогда не ставили перед собой победители всех предыдущих войн.

Само понятие «оккупация» приобрело качественно новое содержание.

Окончание войны в Европе выдвинуло на первый план проблемы мирного переустройства на континенте, и прежде всего в Германии. Эту задачу должен был решать Контрольный совет по управлению Германией из высших представителей четырех держав: СССР, США, Великобритании и Франции.

Механизм контроля над оккупированной Германией обсуждался еще на Московской конференции министров иностранных дел США, Великобритании и СССР (19—30 октября 1943 г.). Также на Тегеранской и Ялтинских конференциях.

Именно тогда было согласовано разделение  Германии на оккупационные зоны и образование контрольной комиссии с резиденцией в Берлине.

В основу этого решения легли Лондонский протокол от 12 сентября 1944 года., подписанный США, Великобританией и СССР, а также заключенное этими державами Лондонское соглашение от 14 ноября 1944 года о контрольной системе в Германии, к которому  1 мая 1945 года присоединилась и Франция.Для совместного управления Германией державами-победительницами был создан  Союзный Контрольный Совет (СКС). Органами СКС был Координационный комитет из четырех человек (по одному представителю от военного губернатора) и Контрольный штаб.

Контрольный штаб осуществлял разные функции: военная,

военно-морская,военно-воздушная,транспортная, политическая, финансовой, вопросами репараций и поставок, связи, правого отдела военнопленных и рабочей силы.

В рамках союзной комендатуры в Берлине было создано совместное оккупационной управление четырех держав; учреждение берлинской комендатуры было подчинено  СКС.

Полномочия Контрольного Совета распространялись на издание : деклараций и законов; следили чтобы их исполняли все, кто проживал в Германии.

СКС был универсальным органом: он принял сотни директив, инструкций, обращений, издал десятки приказов и законов, касающихся всех сфер жизни, которые распространялись на все четыре оккупационные зоны и были обязательными для исполнения всеми.

Прежде всего надо назвать законы 1945 г.: № 1 от 20 сентября — об отмене нацистских законов; № 2 от 10 октября — о роспуске и ликвидации НСДАП и ее «дочерних организаций»; № 8 от 30 ноября — о мерах по демилитаризации Германии; № 10 от 20 декабря — о наказании лиц, совершивших военные преступления или преступления против мира и человечности и др. 25 февраля 1947 г. СКС принял закон № 46 о ликвидации Прусского государства. Территории, входившие в его состав, или получили статус земель, или вошли в другие земли.

По менее значительным проблемам принимались директивы, например: директива № 41 от 17 октября 1946 г. «Об увеличении заработной платы рабочим угольной промышленности» и др. В Потсдаме было решено, что во время оккупации Германия будет рассматриваться как единое экономическое целое.

 Поэтому СКС занимался и регулированием кредитно-банковской системы, и юридическими, и многими другими вопросами.

10 сентября 1949 года СКС был расформирован.

Причиной  были разногласия  и противоречия союзников (особенно в подходах репарационного вопроса).

За период своей почти трехлетней деятельности СКС принял 3 декларации, 4 приказа, 62 закона и 58 директив.

Для осуществления контроля за выполнением Германией условий безоговорочной капитуляции и управления советской зоной оккупации в Германии, т.е. для упорядочения и централизации деятельности советского военного командования в Германии по переводу страны на мирные рельсы, 6 июня 1945 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1326/301 была образована Советская военная администрация (СВАГ).                                                                              

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вторая часть будет чуть позже(если тема интересная). Хорошего понемножку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хорошая статья

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Раз статья хорошая продолжу.

p.s. Сулла а ты и вправду из КНДР?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Образование СВАГ знаменует собой переход от оккупационного управления действующими войсками нормами общего военного права к оккупационному управлению, руководствовавшемуся совместными выработанными союзниками оккупационного права.

Первоначальной задачей  советской военной администрации - это  выполнение плана четырех «Д» и наведение порядка в советской оккупационной зоне СВАГ отвечала за политические, экономические и социальные аспекты жизни в СОЗ.

Еще на Потсдамской конференции рассматривалось решение, о том что на территории оккупационных  зон будет образован блок партий.

Население должно было управляться блоком партий (СДПГ, КПГ, ХДС, ЛДПГ). Однако, к власти были допущены две партии КПГ и СДПГ.

Далее 21 мая 1946 года  СДПГ и КПГ объединились в Социалистическую Единую Партию Германии ( Тимошенкова Е.П. Германский вопрос во внешней политике Советского Союза (1945-1955 гг.).

СВАГ решал важнейшие задачи, по приведению в мирное русло жизнь в Германии. Саперы уничтожали минные поля артиллерийские снаряды, авиабомбы и прочие боеприпасы.

К примеру, за первые три месяца  было уничтожено свыше 400 000 мин, за за весь период уничтожено 17 млн  артиллерийских снарядов,175 000 авиабомб, более 4000 т. прочих боеприпасов. Транспортная политика советских властей была направлена на скорейшее восстановление инфраструктуры, необходимой для нормальной работы экономики СОЗ и осуществления репарационных поставок в СССР. К маю 1945 г. транспорт находился в состоянии разрухи. Было уничтожено 1347 км железных дорог, 425 мостов, 504 путепровода, 3 туннеля, разрушено 47 водопропускных труб, 77 паровозных депо, станционные пути, вокзалы. В плачевном состоянии находился подвижной состав (повреждено 64% паровозов, 46,3% товарных и 56,7% пассажирских вагонов). На водном транспорте разрушено 128 плотин, 194 шлюза и 906 км дамб. Из-за рухнувших мостов и затопленных судов было полностью блокировано водное сообщение. Порты полностью разрушены, акватории и прибрежные воды – заминированы. Автомобильное сообщение из-за обрушения 1108 мостов было прервано на протяжении 1660 км.

И все это было восстановлено советскими инженерами с 1945-47 год.

 

Советская администрация занималась также  программой по денацификации Германии. Например, в СОЗ печатались миллионами тиражами антифашистская литература.

Для этого был создан отдел пропаганды СВАГ.

На управление пропаганды возлагались задачи:

1)   организация и проведение пропаганды среди немецкого населения через печать , радио и другие средства информации силами немцев из антифашистских демократических партий и организаций.

2) осуществление контроля и цензуры за немецкой печатью, радио и издательствами.

 

Восстановление экономики в СОЗ.

 

Важнейшей задачей для СВАГ было восстановить экономику.

Сразу после войны был создан Отдел рабочей силы.

Отдел отвечал за найм рабочей силы. В задачи которого входили не только демонтаж репарационных предприятий, но производство сельхозмашин и аппаратов,восстановление мостов,  электростанций, улиц и жилья, а также оказывали помощь железнодорожному транспорту.

Также отдел открывал профучилища для нужд металлообрабатывающей индустрии, строительства, швейной и деревообрабатывающей промышленности.

В 1946 году  СВАГ разработал закон о социальном страховании. Цель закона — обеспечить рабочим страхование, и искоренение безработицы.

В этом же году перед Отделом рабочей силы были поставлены

 следующие задачи:

 1) Обеспечение советских и немецких предприятий рабочей силой,в целях  реализации репарационных програм и снабжения оккупационных войск;

2)    контроль за органами немецкого управления  и их биржами труда,борьба с безработицей;

3)    контроль за обучением и повышением квалификации рабочей силы;

контроль за немецкими органами управления в вопросах найма на работу бывших немецких военнопленных, и немцев возврщенных в Германию из других европейских стран.

В экономике советской зоны укреплялись позиции народного общественного сектора – в основных индустриальных областях до 70% директоров были выходцами из рабочих. Именно в этих областях в 1948 году зародилось движение активистов труда («Движение Хеннеке»).

С осени 1945 г. было начато и проведение радикальной аграрной реформы Однако была учтена приверженность немецких крестьян к частной собственности на землю, поэтому в ходе реформы ее национализация не осуществлялась. Безвозмездной конфискации подлежала земельная собственность размером свыше 100 га, а также владения военных преступников и активных нацистов.

При распределении земли за основу был принят размер хозяйства в 5 га. Наделение землей проводилось, по сути, даром, с предоставлением кредитов, да еще в рассрочку до 20 лет.

В основном реформа была завершена уже к январю 1946 г. Всего в ее ходе было конфисковано 3,3 млн га земли, из них 2,2 млн га были поделены между 330 тыс. новых хозяйств переселенцев и батраков или прирезаны к почти такому же числу старых крестьянских дворов. Остаток конфискованной земли примерно в 1 млн га был объявлен «общенародной собственностью», там создавались «народные имения»,а позднее и МПС — машинопрокатные станции. Машинопрокатные станции, с весны 1949 года превратившиеся в смешанную государственно-народную собственность, являлись опорой нового стоя в деревне (Орлова М.И.ГДР: Рождение и крах. М., 2000.С.36).

Юнкерство перестало существовать, главной фигурой на селе стал крестьянин-середняк.

Свыше 50% земли принадлежало мелким и средним земледельцам.

Советская Военная Администрация взяла под контроль все сферы экономики включаю от машиностраения, электростанций до сельского хозяйства и лесоводства.  Цель национализации всей промышленности и земли была улучшить уровень жизни населения. Осенью 1948 года, в качестве контрплана «плану Маршалла» был принят двухлетний план развития народного хозяйства  на 1949-50 годы. Он предлагал выход советской зоны по индустриальному развитию на довоенные рубежи.

Большая роль в решении задач принадлежала Немецкой экономической комиссии.

Во главе НЭК стоял Генрих Рау - бывший командир интернациональной бригады в Испании, узник Маутхаузена, член КПГ. Главные строительными объектами двухлетнего плана были металлургические гиганты «Ост» на границе с Польшей и «Вест» на Кальбс. Был восстановлен чугуноплавительный завод «Максхютте».Но завод не покрывал потребности ГДР в чугуне. 

Были построены новые заводы.Для постройки новых заводов, были построены новые шоссейные дороги и железнодорожные линии. Для будущих рабочих строился целый город. Новые «металлургические гиганты»,оборудованные по последнему слову науки и техники, были сданы к концу 1951 года. А к концу 50-х был достроен город для рабочих.

Еще одной задачей для сотрудников НЭК, был жилищный кризис. Восстановление разрушенных городов началось сразу после войны. Но на всё не хватало средств. Одновременно шло создание индустриальной базы ГДР. Приходилось строить жилища для рабочих, переселившихся на крупные верфи. Далее после создания 7 октября Германской Демократической Республики, руководством ГДР была поставлена задача, разработать проект о жилищного строительства в рамках первой «пятилетки» 1950-55 годов. В целом, во время первой «пятилетки», было построено 250 тысяч квартир- 89% от всей принятой программы жилищного строительства.

В целом, период с конца 40-х годов был для ГДР этапом героических усилий, тяжелого труда всего народа, личного подвига в преодолении послевоенной разрухи, и созданием материальных предпосылок - собственной металлургической базы,индустриально-промышленного потенциала для успешного развития государства.

 

 

 

Изменено пользователем Joseph Sveik
опечатка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В ГДР тоже было "экономическое чудо".Но все только знают про" экономические чудеса" ФРГ. Понятное дело, что коммунисты ничем руководить не могут, а их экономические свершения достигаются вопреки  красным вождям  и за счет рабского труда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
52 минуты назад, Joseph Sveik сказал:

Раз статья хорошая продолжу.

p.s. Сулла а ты и вправду из КНДР?

Неа, просто по приколу. Правда рос в Хабаровске и среди знакомых семьи много корейцев. Отец по работе часто летал в КНДР (он был бортоператором грузовых самолетов) и помню у него был русско-корейский разговорник где кроме прочего были патриотические корейские песни с русской транскрипцией ;))

Изменено пользователем Сулла

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Только что, Сулла сказал:

Неа, просто по приколу. Правда рос в Хабаровске и среди знакомых семьи много корейцев. Отец по работе часто летал в КНДР и помню у него был русско-корейский разговорник где кроме прочего были патриотические корейские песни с русской транскрипцией ;))

А ты не пытался съездить в КНДР? Кстати я тут даже тему создавал по поводу поездки в КНДР.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2 минуты назад, Joseph Sveik сказал:

А ты не пытался съездить в КНДР? Кстати я тут даже тему создавал по поводу поездки в КНДР.

Видел, думаю было бы интересно, но дорого. Я сейчас живу в подмосковье.

Изменено пользователем Сулла

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ладно где нибудь в другом месте будем обсуждать КНДР.

Не будем уходить от темы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А на сегодня все.Позже еще буду размещать информацию если вам это интересно.

Пока планирую освещаться такие вопросы как создание ГДР, ФРГ, НАТО, 1953 год события в ГДР .

Если что знаете, то пишите,задавайте вопросы. 

Изменено пользователем Joseph Sveik
опечатка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Советский Союза и «Германский вопрос» ( 1945-1949 гг)

 

 

Изначально советское руководство было против разделения Германии.

Правительство Советского Союза было заинтересовано чтобы СЕПГ была ориентирована на партию для «всей Германии».В декабре 1946 г. Москва сигнализировала о возможности разрешения деятельности Социал-демократической партии Германии (СДПГ) на территории своей зоны.

В последующей беседе советского руководства с лидерами

СЕПГ, которая состоялась 31 января 1947 г. незадолго до Московской   конференции   министров   иностранных   дел,   Сталин подробно остановился на обсуждении этих проблем.

Товарищ Сталин на встрече с Гротеволем обсуждал вопрос, о создании центрального правительства.

1969ec7f32cedf53f007814128b3e3c6.jpg

                                      Отто Гротеволь, председатель СЕПГ.

Развивая эту мысль, Сталин поделился с немецкими гостями своим пониманием целей западной оккупационной политики. По его мнению, «Англия и США очень боятся подъёма Германии, так как они думают, что это будет очень сильный и опасный конкурент.Сталин считал, что Германия должна восстановиться и войти в мировой рынок (Запись  беседы И.В. Сталина с  руководителями Социалистической  единой партии Германии В. Пиком, О. Гротеволем, В. Ульбрихтом, М. Фехнером и

Ф. Эльснером 31 января 1947 г. в 21 час 00 мин. СССР и германский вопрос. 1941-1949:Документы из Архива внешней политики РФ. М., 2000. Т. III. С. 256-257).

Сталин: «Человечество от этого только выиграет… Вся Европа сейчас нуждается в товарах. Поэтому всякому марксисту и вообще  всякому  честному  человеку  выгодно,  чтобы  Германия встала на ноги и вышла на мировой рынок…  Если это не произойдёт и Германия будет оставаться слабой и раздробленной, то этим будет создана почва для реванша и войны. Это для нас нежелательно».

Остановился Сталин и на позиции советской делегации на предстоящей  Московской  конференции  министров  иностранных  дел  . «Наша общая линия… будет такая:  создание общегерманского  правительства  под  контролем  оккупационных держав....Мы эту линию будем отстаивать… Если пер-вый этап нам удастся, то хорошо. Если не удастся, то мы пойдём на объединение немецкого управления в советской зоне».

Приведенные мной цитаты демонстрируют,  насколько серьёзно советская сторона была настроена на решение германского вопроса.

Далее советское руководство принимало участие в переговорах с руководством ХДС И ХСС. Но лидер ХСС Якоб Кайзер не был склонен к политической поддержке объединения всех четырех зон. Можно сказать, что Мюнхенская конференция окончилась неудачей для советского руководства.Руководство СССР понимало, что союзные державы намерены в дальнейшем включить Западную Германию в антисоветский блок. И тем самым не допустить восстановления «единой демократической Германии».

На Лондонской конференции представители СССР выдвигали концепцию по решению «Германского вопроса».

Подчёркивалась важность борьбы за принятие в Лондоне советских  предложений по   созданию  демократического   общегерманского   правительства   в соответствии с решениями Потсдамской конференции.

23 февраля 1948 г. в Лондоне состоялась конференция представителей США, Великобритании, Франции, а также стран Бенилюкса по германской проблеме, на которой впервые отсутствовал Советский Союз. Конференция проходила в два этапа с 23 февраля по 6 марта и с 20 апреля по 1 июня 1948 г. В результате стороны договорились: «1) о включении Западной Германии в состав 16 государств, участвующих в плане Маршалла;

2) об установлении контроля над Руром и образовании для этой цели  комиссии   в   составе   США,   Великобритании,   Франции, трёх  стран Бенилюкса и Западной Германии...;

3) о созыве в сентябре 1948 г. Учредительного собрания..., которое должно выработать конституцию…».

В-общем,  именно в 1948 году наши бывшие союзники  решили  что единое правительство Германии как и сама Германия им не нужна по двум причинам.

Во-первых, это страх того что новое правительство будет социалистическим, шанс получить социалистов во власти Германии был действительно высок из-за поддержки Западных немцев социалистов ( оккупационный власти США проводили соц опрос, где выяснилось, что социалистов поддерживают более 70% населения точную цифру не помню.

Во-вторых, американцы не хотели видеть политически и экономически независимой Европы.

В-третьих, США не хотели терять свои военные базы, против которых граждане ФРГ до сих пор устраивают митинги против ядерного оружия и  американских баз.

А на сегодня все.

Изменено пользователем Joseph Sveik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Товарищи у меня вопросы. Нужно ли публиковать по этой тематике дальше?

Нужно ли вставлять иллюстрации и видео?

Или может  закрыть  эту тему совсем?

Изменено пользователем Joseph Sveik
опечатка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Писать такие вещи нужно всегда, даже если нет ответных комментариев.

Многие просто читают для расширения кругозора. Кроме того ты можешь давать ссылку на уже выложенное, да и твой приоритет во введении в оборот информации тоже фиксируется. И многие просто заглядывают почитать через поиск гуглояндексовский.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  Продолжаю. Но немного отойдем в сторону от истории ГДР и перейдем к ФРГ.

 

 

 

Элита ФРГ и оккупационная администрация США

 

 В мире нет другого государства, на политическое развитие которого в такой степени повлияли США, как послевоенная Западная Германия.

 

За промежуток оккупации с 1945-го по 1955 г. руководство США полностью изменило качественный состав политического истеблишмента ФРГ.

Все канцлеры ФРГ начиная с Конрада Аденауэра (в честь него был назван политический фонд, который поддерживает и спонсирует многие правые партии и движения во всем мире) и заканчивая Ангелой Меркель, были участниками американских проектов по  обучению для потенциальной и действующей элиты.

Также, почти все мэры городов, более половины депутатов бундестага, все ректоры университетов ФРГ приняли участия в образовательных проектах США.

Американскому руководству удалось американизировать СМИ Западной Германии, направив туда работать бывших немецких иммигрантов. Они в свою очередь не только создали немалое количество новых журналов и газет ( самыми "американскими" и влиятельными среди них остаются журнал "Der Monat" и газета "Die Neue Zeitung"), но и стали переводчиками американской прессы. В 2000-х американские эксперты заявили, что сумели  внедрить положительный образ США в немецкий средний класс. Информационное агенство США осуществило самый масштабный проект по переводу на немецкий  американскую литературу. За два года с 1953 по 55-й год  было переведено около 340 произведений американской литературы. Другим масштабным проектом  информационного агенства США стало открытие  в ФРГ сети американских информационных центров, в  которых распространялись фильмы, книги и другая информация о США.

 Среди европейских стран ФРГ занимала первое место по числу граждан, учившихся в США через американские правительственные программы обменов.

Ежегодно более 5 тысяч граждан ФРГ в-основном из числа молодежи, проходили  обучение в США. Большинство из них изучали принципы функционирования американской политической системы , конституции и т.д.

CsaTIfnWcAAPxS8.jpg

                                                                                                         Конрад Аденауэр

Изменено пользователем Joseph Sveik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Продолжаю тему про элиту ФРГ ,в частности, интересные факты из биографии Конрада Аденауэра.

Отношение отца-основателя ФРГ Конрада Аденауэра к нацизму.

С 1917 года  Аденауэр  был обер-бургомистром Кельна и в этом качестве встретил Ноябрьскую революцию.

Первым его шагом была просьба к командующим войсками в своем регионе не допустить приезда в Кельн революционный матросов из Киля.

Командующий отказал ему в просьбе, и бургомистру пришлось смириться с существованием в Кельне Совета рабочих и солдатских депутатов.

Позже в город вошли  британские оккупационные войска. Аденауэр  им предложил разогнать советы, что они и сделали.

После прихода к власти нацистов Аденауэр стал поддерживать и их. К примеру,Сын Аденауэра Пауль служил в военной разведке-абвере.

Вот что писал Конрад о  солдатах вермахта под Москвой:" Этим смелым людям приходится выносить столькло лишений и борьбы.... Все-таки они смелые люди, наши солдаты". В движении Сопротивления Аденауэр в отличие,например, от Гротеволя не участвовал. Наоборот, в одном из писем он предлагал восстановить в Германии монархию во главе с одним из Гогенцоллернов или даже с Гитлером.

 

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Берлинский кризис 1948 года.

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик.  Обострение германского вопроса было связано с изменением внешнеполи-тического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало открытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отразилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и развития Европы» (план Маршалла).

В тот же период американская администрация приняла решение о распространении плана Маршалла на западные оккупационные зоны Германии.В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом.

В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. 

Молотов дал указание серьезно готовиться к обсуждению плана Маршалла.

21 июня 1947 г. политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный ответ Советского правительства на ноты британского и французского правительств о совещании министров иностранных дел трех держав в Париже.

Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения. Так, академик Е.С. Варга в докладной записке Молотову от 24 июня утверждал: «Решающее значение при выдвижении плана Маршалла имело экономическое положение США. План Маршалла должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает... Таким образом, США в собственных интересах должны дать гораздо больше кредитов, чем они давали до сих пор, чтобы освободиться от лишних товаров внутри страны, даже если заранее известно, что часть этих кредитов никогда не будет оплачена... Смысл плана Маршалла на этом фоне следующий. Если уж в интересах самих США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды».

 

В телеграмме Молотову от 24 июня Новиков утверждал: «При этом основные цели внешней политики США, составляющие существо «доктрины Трумэна», - приостановка демократизации стран Европы, стимулирование противостоящих Советскому Союзу сил и создание условий для закрепления позиций американского капитала в Европе и Азии - остаются без существенных изменений.

Внимательный анализ «плана Маршалла» показывает, что в конечном итоге он сводится к созданию западноевропейского блока как орудия американской политики... Таким образом, «план Маршалла» вместо прежних разрозненных действий, направленных к экономическому и политическому подчинению европейских стран американскому капиталу и создании антисоветских группировок предусматривает более обширную акцию, имея в виду решить проблему более эффективным способом».

Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы.

 

За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия).

 Но поскольку часть германской продукции сразу начала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помощи – в общей сложностиоколо 10 % (6,7млрд.марок).
Ключевой проблемой для развертывания
экономической реформы в Германии являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных последствий гиперинфляции. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хозяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхард подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от огромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию производства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополнительных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потребительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зонах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые меро-риятия готовились лишь в пределах Тризонии.Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официальное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарокза одну,новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдавалось еще 20 %, затем - 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончательная квота обмена составила 100 рейх-с марок за 6,5 немецких марок.

Пенсии,заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старыегосударственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило«черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законодательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный контроль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «уместных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную прибыль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обеспечения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государственного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве товаров и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры).

Подобный экономический механизм рассматривался  Эрхардом как «социальное рыночной хозяйство», отвечающее в равной степени интересам общества и личности. Экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии.

То есть, говоря простыми словами,  американская администрация провела денежную реформу без согласования с нами. Даже о подготовке обмена денежных купюр  советскую сторону   уведомили только за  два дня до ее проведения. В результате в Восточной Германии образовались массы   обесцененных старых марок, способные подорвать потребительский рынок.

Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением оставался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня  1948 советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность притока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята.

Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на западные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. США организовали "воздушный мост. Для этих целей была выделена военно-транспортная авиация США, которая должна была сбрасывать продовольствие прямо на улицы города. Положение осложнялось тем, что все основные аэродромы находились в зоне советской оккупации и их использование не представлялось возможным. Аэродромы, которые были в зоне оккупации США и Англии были разрушены еще в ходе штурма Берлина советскими войсками и к тому времени еще не были восстановлены. 

В первые недели  функционирования «воздушного моста»,когда его эффективность еще не определилась, Советскому Союзу удалось вызвать проблемы в западном лагере, добиться важных уступок.Советские войска не препятствовали полетам самолетов над территорией Восточной Германии. К тому же, часть грузов, предназначавшихся для западной части Берлина, попадало в советскую зону оккупации, чему способствовал ветер или ошибки летчиков. В течение последующих 324 дней с интервалом в несколько минут транспортные самолеты приземлялись на посадочную полосу аэродрома Темпельхоф. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четырехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина.

Пойдя на серьёзное обострение отношений с западными державами, советское  руководство  в  первую  очередь стремилось помешать образованию государства на территории западных оккупационных зон и рассчитывало с позиции силы побудить их к переговорам по германскому вопросу.В случае отказа союзных держав от обсуждения проблемы и продолжения курса на отделение Западной Германии оно надеялось создать  такие условия,  при которых союзники были бы вынуждены   уйти  из   Западного  Берлина.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдесхайме состоялось совещание министров-президентов западных земель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники совещания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания

к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратизме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Парламентский совет, получивший полномочия по разработке Основного закона западногерманского государства как временной конституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии. В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разработанный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней политикой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными активами, системой безопасности, а также конституционный контроль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон Федеративной Республики Германии, одобренный военными губернаторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу межсоюзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ.

Одновременно происходило и становление восточногерманского государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функционировать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыванию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референдума во всех немецких землях по поводу принятия закона о единстве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конституции восточногерманского государства. Такой проект был подготовлен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29-- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократической Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная палата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился.

Германский вопрос превратился в одну из наиболее сложных международных проблем послевоенной истории.

 

 

 

Изменено пользователем Joseph Sveik
опечатка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А давайте использовать спойлеры для больших текстов?

Думаю всем будет удобнее. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Щербина307 сказал:

А давайте использовать спойлеры для больших текстов?

Думаю всем будет удобнее. 

Ваши предложения будут учтены. Пока буду стараться делать сообщения меньшего объема.

А вот спойлеры я делать не умею. Хотя было бы неплохо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Только что, Joseph Sveik сказал:

Ваши предложения будут учтены. Пока буду стараться делать сообщения меньшего объема.

А вот спойлеры я делать не умею. Хотя было бы неплохо. 

Спойлер

Я сам не знал, но пошукал и увидел, что есть такая возможность. В окне коммента есть значёк в виде глаза. Нет подписей конечно и сразбегу фиг поймёшь, но будем надеяться что лет через несколько и это поправят.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что-то давно не писал в этой теме.

Становление ГДР как субъекта мировой политики.

Образование   ГДР   не   стало   поворотным   пунктом   в   германской политике СССР.

То, что Советское руководство намеревалось использовать ГДР, как плацдарм, для объединения Германии подтверждают документы.

Вот цитата из письма Сталина президенту ГДР Вильгельму Пику, премьер-министру правительства ГДР, Отто Гротеволю: «Образование Германской демократической миролюбивой республики является поворотным пунктом в истории Европы. Не может быть сомнения, что существование миролюбивой демократической Германии наряду с существованием миролюбивого Советского  Союза исключает возможность новых войн в Европе, кладет конец кровопролитиям в Европе и делает невозможным закабаление европейских стран мировыми империалистами.

Опыт последней войны показал, что наибольшие жертвы в этой войне понесли германский и советский народы, что эти два народа обладают наибольшими потенциями в Европе для совершения больших акций мирового значения. Если эти два народа проявят  решимость бороться за мир с таким же напряжением своих сил, с каким они вели войну, то мир в Европе можно считать обеспеченным.

Таким образом, закладывая фундамент для единой демократической  и миролюбивой Германии, вы вместе с тем делаете великое дело для всей Европы, обеспечивая ей прочный мир».

Желаю вам успеха на новом, славном пути. Пусть живет и здравствует единая, независимая, демократическая, миролюбивая  Германия! И. Сталин».

Далее планировалось провести  общегерманские выборы в 1950-м году. 

Общегерманские выборы, если бы они состоялись, вряд ли принесли бы победу Аденауэру, ведь, как известно, в августе 1949 г. он был избран канцлером с перевесом всего в один голос.

 

 

 

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
6 часов назад, Joseph Sveik сказал:

Что-то давно не писал в этой теме

Камрад, очень интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Maxim 94 сказал:

Камрад, очень интересно.

Спасибо. Забыл сказать,что это мое мини-исследование по истории ГДР, которое я сделал еще когда учился в пед. вузе.

Изменено пользователем Joseph Sveik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Продолжим. 

Спойлер

 

По поводу выборов. Всего было выдвинуто 500 тыс. кандидатов (120 тыс. от руководства СЕПГ) на посты в  органы управления общин, крейсов,земель, а также в парламент ГДР. Политические лозунги вытекали  из платформы Национального фронта – это мир, единство, улучшение жизненного уровня населения, подъём промышленности,  сельского  хозяйства,  ремесла  и  культуры. 

Около 90% населения пришло 15 октября 1950 г. на избирательные участки. 85% избирателей проголосовали за единые списки.По мнению некоторых исследователей, многие восточные немцы проголосовали за единые списки в знак протеста против политики Аденауэра. Кроме того, с их точки зрения, эти выборы должны были стать последними выборами во «временном образовании» ГДР, за которыми должны были последовать свободные демократические выборы во всей Германии .

Далее правительство ГДР предлогало провести выборы в Национальное собрание для создания правительства.Но руководство Западной Германии не решалось идти на компромисс. Возможно, представители ФРГ  опасались за сохранность своего режима.

Все инициативы Германской Демократической Республики, вошедшие в историю под названием «Немцы за один стол!», не нашли положительного отклика со стороны Западной Германии, которая, как и предполагалось, выдвигала различные предварительные условия, вплоть до введения на территории ГДР Основного Закона ФРГ, что для лидеров СЕПГ неприемлимо. Союзные державы поддержали такую позицию канцлера  Аденауэра и стали ещё активнее направлять усилия на вовлечение ФРГ в военную систему Запада. Тем более что в это время произошло серьёзное обострение международных отношений из-за начавшейся войны в Корее.

Действительно, война в Корее развязанная США ужесточила форму «холодной войны». Ведь  после начала войны в Корее, в ФРГ проводились дебаты о вооружении Германии.17 августа Верховный комиссар США в Германии Дж. Макклой направил Аденауэру запрос о том, «готова ли Федеративная Республика Германия внести свой вклад в рамках создающейся западноевропейской армии».Канцлер ФРГ посчитал,что несмотря на трудное экономическое положение ФРГ, Германия готова внести вклад в создание западноевропейской армии.В начале октября 1950 г. по инициативе Аденауэра было проведено тайное совещание, в котором приняли участие 15  бывших высокопоставленных  офицеров вермахта.Экспертам было поручено составить подробный доклад «о перспективах создания вооружённых сил молодой ФРГ». По мнению военных, в Западной Германии могло быть создано 12 дивизий с численностью 250 тысяч человек. 9 октября этот доклад был передан Аденауэру. Правительство Аденауэра пошло по пути  милитаризации ФРГ.

Несмотря на то, что в ФРГ(впрочем как и в ГДР)  в 1951 году возникло движение под лозунгом «Немцы за один стол».

По всей Германии были проведены опросы населения.

Ставился вопрос: « Выступаете ли Вы против ремилитаризации Германии?». 96% процентов жителей ответили что они против ремилитаризации.

Густав Хайнеман[1] считал, что ремилитаризация является провокацией в отношении к СССР, что может вызвать военные действия и главным плацдармом снова может стать Германия.

[1] Депутат Лантага от ХДС .


 

 

Изменено пользователем Joseph Sveik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На этом фоне состоялась ещё одна инициатива Советского Союза,которая вошла в историю б объединении Германии, которая вошла в историю как «нота Сталина».

 

Спойлер

 

«Нота Сталина 1952 г.».

10 марта 1952 г. правительство СССР направило ноту правительствам США, Великобритании и Франции. В ноте отмечалось ненормальность сложившийся международной обстановки из-за отсутствия мирного договора с Германией: «прошло семь лет, а Германия всё ещё не имеет мирного договора..., опасность

восстановления германского милитаризма, дважды развязавшего мировую войну, не устранена, так как всё ещё остаются невыполненными соответствующие постановления Потсдамской конференции».

«Для укрепления мира в Европе и поддержания международной обстановки в целом» западным державам предлагалось заключить мирный договор с Германией, который бы содействовал «развитию Германии как единого независимого демократического и миролюбивого государства».При этом предусматривалось, что в разработке договора должно принять участие будущее общегерманское правительство.Основные положения советского проекта мирного договора были следующие: восстановление Германии как единого, независимого и демократического государства; вывод всех оккупационных войск с её территории не позднее одного года после вступления в силу мирного договора; обеспечение всем лицам, находящимся под германской юрисдикцией, демократических прав и свобод; свобода деятельности для всех демократических партий и организаций; для бывших рядовых членов нацистской партии предусматривались равные гражданские и политические права; запрещались организации, выступающие против демократии и мира. Германия обязывалась не участвовать ни в каких военных коалициях и союзах, при этом ей разрешалось иметь национальные вооружённые силы и военную промышленность,необходимую для обеспечения собственной безопасности.

Территория Германии определялась границами,установленными Потсдамской конференцией.

Впоследствии предусматривался приём Германии в ООН.Советский Союз предложил объединение Германии на основе вооружённого нейтралитета.

9 апреля в ответной ноте западным державам СССР уточнил своё предложение и высказался за проведение свободных всеобщих выборов» в Германии для образования общегерманского правительства.Советское руководств рассчитало на поддержку нейтралистских группировок в ФРГ, на оживление их борьбы за создание единой нейтральной Германии, что могло бы, «увеличить давление этих сил на боннское правительство и оказать сдерживающее влияние на милитаризацию Западной Германии в рамках западного сообщества.

Советское руководство пыталось «рязрядить» одну из главных зон конфронтации с Западом. Скорее всего Сталину нужна была нейтральная Германия, для того чтобы ослабить позицию США и Великобритании в Европе.Во-первых, объединение Германии подымет «авторитет» Советского Союза. В случае объединения Германии, Сталин становится как бы «спасителем Германии» от фашизма, и от США и Великобритании. Решая  «германский вопрос», Сталин добился бы полного суверенитета для немцев.Во- вторых, Объединенная Германия не станет вступать в военные блок.Исходя из интересов безопасности, Сталин  действительно  стремился к  компромиссу, которым могла стать единая нейтральная Германия.Он хотел отвести угрозу следующей войны, предлагая в марте 1952 г. объединение Германии на основе нейтралитета.

Реакция   на «ноту Сталина» на Востоке и Западе.

Руководство ГДР понимало, что «нота»  это именно дипломатическая борьба за объединение Германии.

Например, Ульбрихт признавал, что на время от строительства социализма придется отказаться. Гораздо важнее было пойти на уступки, и сплотить немцев.

А уже потом строить социализм. Ульбрихт считал, что немцы сами потом выберут «прогрессивный путь».Ведь немецкие коммунисты были готовы бороться за сохранение своих позиций на территории всей Германии.

 Реакция   западных   держав   и   ФРГ   на «ноту Сталина».

В Лиссабоне с 20 по 25 февраля 1952 г. проходила конференция.На ней были приняты решения о включении Турции и Греции в НАТО, о завершении создания Европейского Оборонительного Сообщества к концу 1954 года.

10 марта 1952  г.  практически все западные наблюдатели были уверены в том, что нота Сталина стала первой советской реакцией на решения Лиссабонской конференции НАТО и на обозначившуюся военную и политическую интеграцию ФРГ с Западом.

Встал вопрос: была  ли «нота» маневром советской дипломатии , направленным на поддержку противников  интеграции, с целю разрушить планы  США включить ФРГ в НАТО. Или « советская нота» была своеобразным «символом» перемены в советской политике.

В Великобритании и США считали, что  Советский Союз пытается лишь сорвать вступление ФРГ в НАТО.

Верховный комиссар в Бонне Макклой считал, что советская нота этопопытка решить германский вопрос». Правительство Франции тоже считали, что   вывод западных войск из Германии не является целью Советского Союза. 

11 марта 1952 года на совещании кабинета министров ФРГ, происходило обсуждение «советской ноты». На совещании кабинета министр по общегерманским вопросам Якоб Кайзер потребовал  от  Аденауэра  тщательного  изучения  советского предложения. Он потребовал от Аденауэра пока не вступать в Европейский оборонительный союз, и  поскорее дать ответ на «советскую ноту».Кабинет пришёл к выводу, что Советский Союз действительно хочет нейтрализации Германии. То есть решить «германский вопрос». Аденауэр посчитал, что лучше сделать вид, что «ноты Сталина» не существовало.

Оппозиция  в лице лидера СДПГ Курта Шумахера, считала что с интеграцией  ФРГ нужно повременить. Социал-демократы  были преверженцами  нейтралитета Германии. При благоприятном исходе советской инициативы 10 марта 1952 г. могло привести к образованию Германии, ведущей политической силой в которой стали бы социалисты.

.В любом случае такая Германия была бы дружественнее настроена по отношению к СССР, чем ФРГ Аденауэра.

Таким образом, интеграция ФРГ и длительный раздел Германии оказались оптимальным решением для западных держав. 25 марта 1952 г. три западные державы передали в Москве идентичные ноты.

Министр иностранных дел  А.Я. Вышинский, получив ответы на «советскую ноту», дал ясно понять, что членство объединённой Германии в НАТО и ЕОС для Москвы неприемлемо.

По мнению немецкого историка Зигфрида Шварца, отклонение 25 марта  западными   державами   де-факто   советского предложения означало отсутствие интереса и желания западной стороны активно заниматься немецким объединением.

Таким образом, западные державы пришли к выводу, что нота Сталина была серьёзно обдуманным и далеко идущим по своим последствиям шагом. Однако Запад не был готов принять этот «опасный» для него вариант решения германской проблемы. Создание единой, Германии было невыгодным. Сохранить своё  влияние  на   территории всей  Германию  им было бы невозможно.

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти