Константин Кирилин

Русско-Японская война

В теме 181 сообщение

Возвернемся к теме первых лодок, господа офицеры. Экипажи действительно набирались из добровольцев, благо лодок было немного. И офицеров в школах подплава, в основном, переподготавливали из добровольцев. Но таковых подчас было не добрать даже на самый маленький "самоварчик". И дело вовсе не в том, что для этого требуется безбашеная голова и офигенная смелость... Неписанный моральный кодекс моряка еще действовал. И правило: "утопил врага" - собери с воды его команду!" работало. А эти, которые с перископом, просто не умеют вести спасработы. Некуда и часто просто нечем им собирать каких-то там мокрых бывших неприятелей, самой конструкторской мыслью подлодка создана в этом отношении "подлой лодкой"...

Не все офицеры были морально готовы к войне по новым правилам. И рождение нового класса открыло дорогу к строевым погонам не только дворянским детям, но и разночинцам. В Германии добровольцев на офицерские должности подплава в войну 1914-1918 года искали в политехах и инженерных училищах, с ростом численности лодок пошло "размывание" дворянской прослойки морских командиров обильным потоком выходцев из разночинской среды. С появлением подлодки в море рухнула традиционная кастовость, характерная для любого флота любого государства, построенного на сословных принципах.

Впрочем, и среди лодок попадаются не забывающие традиций. В 1914 году в Гельголандской баталии Е-8 (Англия, под флагом коммодора Кийза) некоторое время в надводном положении буксировала экипаж ею же (с помоью других кораблей) потопленного немца. Вот так и вела небольшой караван спасплотов и шлюпок, нанизав их на один буксирный конец. Английский фельдшер перевязал немецких раненых, в шлюпки были выданы компас, одеяла для продрогших и даже... сухари для оголодавших. Только убедившись, что побежденный враг останется жив и доберется до дома, лодка отцепилась от конца и ушла в глубину.

Впрочем, исключения только подтверждают правило. А правило одно: во всем виноваты лодки. Даже в том, что мы опять плавно ушли от темы русско-японской войны.

Кто-нибудь может привести полные характеристики налетовского "Порт-Артурца" и проанализировать саму его идею? Все-таки редкий случай: инженер-офицер-энтузиаст создает подлодку на "ровном месте" - в отдаленном гарнизонном городе с ограниченными производственными мощностями, в условиях войны и осады достраивает и перестраивает, и даже пробует выходить со своим изобретением в море... Короче, тут не только смелость - тут голова под фуражкой оченно неплохая быть должна!

С уважением, Neihardt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кто-нибудь может привести полные характеристики налетовского "Порт-Артурца" и проанализировать саму его идею? Все-таки редкий случай: инженер-офицер-энтузиаст создает подлодку на "ровном месте" - в отдаленном гарнизонном городе с ограниченными производственными мощностями, в условиях войны и осады достраивает и перестраивает, и даже пробует выходить со своим изобретением в море... Короче, тут не только смелость - тут голова под фуражкой оченно неплохая быть должна!

Ну характеристики аховые

Водоизмещение - 25 тонн, длина - 10 метров, вооружение - 2 ТА или 4 мины заграждения.

Была испытана в присутствии Вирена, только на погружение, без двигателя. После этого получила по приказу Вирена керосиновый движок а катера "Пересвета".

Судя по тому, что двигатель подводного хода нигде не упоминается и даже не предусматривается - это не подводная лодка, а полупогружная, типа переделок из лодок Джевецкого.

Да вот сам "Порт-Артурец"

portarturets_00.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Аналогичное фото емсть и в моей коллекции. Боевая ценность, стало быть, у этого скользкого существя - на уровне хрен да нихрена... Но разведка не длремлет - и все боятся... :swoon:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кто-нибудь может привести полные характеристики налетовского "Порт-Артурца" и проанализировать саму его идею? Все-таки редкий случай: инженер-офицер-энтузиаст создает подлодку на "ровном месте" - в отдаленном гарнизонном городе с ограниченными производственными мощностями, в условиях войны и осады достраивает и перестраивает, и даже пробует выходить со своим изобретением в море...

про самоделкиных-самоваростроителей я могу рассказать быль случившуюся в середине 90-х, когда погранцы отловили в балтике самопальную подводную лодку, которой рулил ее создатель.

Иобретателя что удивительно даже не посадили, а отправили учится в ЛКИ, причем на старшие курсы.

На сколько помню - человек особо одаренным не оказался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Баечка... с бородкой :mosking: Погранцы на каждойц морской заставе "припоминают" такое, да еще и голворят, что все видели своими глазами. А лодки-то где, кто видал хоть одну?

Еще раз предлагаю вернуться к теме форума.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Баечка... с бородкой Погранцы на каждойц морской заставе "припоминают" такое, да еще и голворят, что все видели своими глазами. А лодки-то где, кто видал хоть одну

спойманный конструктор, жил от меня через коридор, я можно сказать каждый день его в общаге видел

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Баечка... с бородкой Погранцы на каждойц морской заставе "припоминают" такое, да еще и голворят, что все видели своими глазами. А лодки-то где, кто видал хоть одну

спойманный конструктор, жил от меня через коридор, я можно сказать каждый день его в общаге видел

Антон, давай здесь действительно о РЯВ. Про спойманых конструкторов можно отдельную тему открыть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Баечка... с бородкой Погранцы на каждойц морской заставе "припоминают" такое, да еще и голворят, что все видели своими глазами. А лодки-то где, кто видал хоть одну

спойманный конструктор, жил от меня через коридор, я можно сказать каждый день его в общаге видел

Прошу сердечнейше извЕнить - тема действительно не про современность, а про Порт-Артурские самоделки, но уж больно эпизод известный, про "чудика"-самоделкина, пойманного погранцами около "Финки". "Руки зачесались" писануть про него, поскольку этот случай совсем не байка, а сам "Кулибин" перец КАЛО-ритный. (Когда я его увидАл, то мне(ИМХО) подумалось, что такого "шизоида" должны были в "дурку" отгрузить. а потому, оч. удивило, что его вместо дурдома в корабелку определили) Самоделкин этот типаж известный, он даже в телевизор попал - сам видАл его в новостных выпусках и в нескольких ТВ программах про отечественных самоделкиных-"самородков". Построил он несколько лодок. В двух чуть не потоп, и лишь одна - третья смогла "дотечь" по рекам и озёрам до Финского залива, где и была отловлена пограничниками и поднята на борт рем.-катера, вызванного по такому случаю из Кронштадта. Поскольку "самородок" был не оч. зажиточен лодки были на "педальном ходу" - как первые лодки Джевецкого, а особливо его предшественников (Хоть "Черепаха" Фултоновская). Все они были полу-погружённые.

Что тут натурально перекликается с Порт-Артур-ской темой, так это тот факт, что лодку полного погружения сделать не совсем уж просто... Именно поэтому у "самородка" проблема была решена в ползу полу-погружения, ну и Порт-Артурский вариант, видимо, не был исключением. Лодка "сколоченная" из подручных средств, "по-быстрому" в Порт-Артуре, была примерно чем-то таким же, ибо "на заре" эры подлодок важнее был психологический эффект, нежели реальные боевые возможности какого-нибудь, очередного подводного "самовара". Причём, люди "тогдашние" об этом хорошо знали, ибо один псих-эффект даже от первых мин Якоби, ещё не вполне был осознан и "переварен" к началу Русско-японской войны, о чём, в т.ч., ярко свидетельствует эпизод близ Порт-Артура, упомянутый тут - выше по теме обсуждения. А технически... Ну... не будем даже брать лодку - сложное изделие, а хотябы глянем на дайверов-аквалангистов. Кто сталкивался, тот срасу смекнёт, что даже дайверу зафиксироваться на определённой глубине, уравновесив своё положение в воде "отдачей" груза, либо стравливанием воздуха из "пузыря", задача не совсем тривиальная. А уж выйти в "точку" метров за 100-200 от старта на заданной глубине - это вообще задача соревнования из т.н. "техно"-дайвинга, которую способен выполнить пловец совсем не "начальной" квалификации. Что же говорить про лодку, само устройство которой "тащит" за собой гору проблем... Дайвер хоть смотрит сквозь маску, и то не всегда успешно. А лодка? Какими ещё средствами решать проблему навигации "в мутной воде" Порт-Артура, да ещё в первых годах ХХ века, когда тот же перескоп был ещё средством экзотическим (а не повсеместным) и символизировал собой, скорее "прогресс века пара и стали" в духе Жюля Верна, нежели технически доведённое средство, готовое к боевому применению, а о шнорхелях даже ещё не догадывались? Вот и выходит, что "Порт-Артурец" был тихоходной полу-погружаемой посудиной, тактика применения которой, скорее всего, предполагала ночное время суток. Более того, по неразвитым гидродинамическим плоскостям управления "вертикальным положением" (рули глубины), которые хорошо видны на фото, можно "нагло", но уверенно утверждать, что "самоварчик" этот вообще практически не имел вертикального манёвра, а если и имел, то оч. ограниченный - типа, "скачкообразно поднырнуть" под что-нибудь, что успели углядеть сквози иллюминаторы рубки. С вооружением же всё не оч. понятно, т.к. на фото "голая" посудина. Если с буксировкой и постановкой мин что-то предполагать ещё можно, то про 2 торпедных аппарата - что-то как-то не верится...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Баечка... с бородкой :mosking: Погранцы на каждойц морской заставе "припоминают" такое, да еще и голворят, что все видели своими глазами. А лодки-то где, кто видал хоть одну

Ещё раз извиняюсь! Вот тут ссылочка про пойманного пограничниками "самородка" из Рязани - он случайно оказался, к тому же, однофамильцем Дмитрия Пучкова (Гоблина) :D

http://www.smena.ru/news/2007/06/20/11254/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Повторяю, господа, здесь форум о русско-японской войне... Со всеми вытекающими темами. А чудиков и фриков дня сегодняшнего, делающих всякую скользкую тварь и пытающихся на ней куда-нибудь ускользнуть, на свете много. Кто-то, может, и в самом деле делал лодку (только покажите мне ту лодку, пожалуйста!). Большая часть о себе просто премного врет. Штуки три таковых знаю лично (опять же, совершенно отдельно от их лодок!).

Предлагаю ввести на форуме рубрику "Кают-компания". Как раз для обсуждения, в том числе, подобных историй. Во-первых, форум получит нормальную замену откровенно неудачной попытке "о том о сем". А во вторых, если мне память ни с кем не изменяет, в кают-компании не принято рассуждать о любви, религии и политике, ибо в этом вопросе на каждый вымпел - полтора десятка частных мнений...

Певым постом попрошу вывесить вм этой рубрике любые достоверные сведения о самоделках в области подводного судостроения. Желательно - с фото, чертежами или хотя бы спецйификационными описаниями.

С уважением, Neihardt :search:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Просто интересное фото из Порт-Артура.

Кстати, господа, кто-нибудь все-таки подготовил анализ проекта "Фудзи"? Или мне попробовать заняться?

588222bd080b0_.jpg.7e0863f75d59f45fbbabc39575ac915b.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати. О "Петропавловске"... Вы тут слегка заспорились в кают-компании и пропустили дату, которую отметили в свое время даже японцы.

588222bd77673_311904.jpg.7274af669654c0b761a8bd3045bc4ed1.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
открытка образца 1904

Спасибо Вам, Roksana!

Интересная вещь, как приведение из прошлого. :declare:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Только не 31-мая, а 31-марта.

А вот такой вопрос.

Корабли на печальной фотографии гибели "Петропавловска" движутся, как я понимаю, справа налево.

Снимок сделан с Золотой горы.

Вот схема:

file.php?id=86&mode=view

Получается, что они двигались не а Артур, а куда-то мимо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот схема движения и место гибели "Петропавловска":

588222bd87ac8_.jpg.cfd35443b52988a3905e87a630f60ac9.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А вот такой вопрос.

Корабли на печальной фотографии гибели "Петропавловска" движутся, как я понимаю, справа налево.

Снимок сделан с Золотой горы.

Вот схема:

Получается, что они двигались не а Артур, а куда-то мимо?

А откуда уверенность, что снимок не зеркально отпечатали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А откуда уверенность, что снимок не зеркально отпечатали?

Борис Витальевич, тут не один снимок. а целая серия. Они слишком известны, чтобы их зеркально отпечатать.

Но я разобрался!

Открываем Сорокин, А. И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904–1905

в этом месте: http://militera.lib.ru/h/sorokin_ai/03.html

Читаем (ближе к концу):

... В половине шестого утра сильно поврежденный миноносец ["Страшный"]скрылся под водой.

Из Порт-Артура в это время по разработанному накануне плану вышел в море крейсер «Баян». Его командир, узнав от возвращавшихся из разведки миноносцев о бедственном положении «Страшного», поспешил к месту боя. [66]

Но было поздно; под огнем появившихся шести крейсеров неприятеля из воды удалось подобрать лишь несколько матросов. Энергично отстреливаясь, «Баян» отошел к крепости. Неприятельские крейсеры держались на горизонте.

В это время эскадра по приказу Макарова выходила на внешний рейд. Не ожидая выхода всех броненосцев, командующий на «Петропавловске», имея в кильватер «Полтаву» и два крейсера, пошел к месту гибели «Страшного».

В 8 часов 15 минут крейсеры противника открыли по русскому отряду огонь. Макаров ответил и продолжал идти на сближение. Японцы отвернули в море.

В 8 часов 40 минут на горизонте появились главные силы противника: шесть броненосцев, два броненосных крейсера{65} и, [67] очевидно, старый броненосец «Чин-иен». Русские в это время находились в 16 милях от Порт-Артура и оказались в крайне невыгодном положении. Макаров повернул в базу.

На рейде в кильватер к командующему вступили броненосцы «Победа» и «Пересвет». После этого «Петропавловск», идя головным, повернул на Ost и стал склоняться в сторону неприятеля. (выделено мной) Все действия Макарова свидетельствовали о намерении его в этот день если не дать генеральный бой, то произвести разведку боем. Но боя не произошло. В 9 часов 43 минуты утра над морем раздался взрыв, затем другой, более сильный, и над «Петропавловском» поднялся громадный столб дыма. Флагманский корабль сразу же накренился на правый борт, его корма приподнялась, оголив работавший в воздухе винт, и броненосец, объятый пламенем, через две минуты после первого взрыва скрылся под водой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А вот схему смотрим у Быкова - в "Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море", она здесь лучше:

http://militera.lib.ru/h/bykov_pd/s07.gif

Видим:

s07.gif

1. японские крейсера и миноносцы добивают "Страшного".

2. Из "Артура" появляется "Баян", и, отогнав японцев, спасает из воды остатки экипажа "Страшного". На схеме "Баян" почему-то не указан.

3. Против убийц "Страшного" спешно выходит Макаров на "Петропавловске", следом идет "Победа" с крейсерами.

4. Крейсера уходят на SO, предлагая себя преследовать. "Петропавловск" с "Победой" крейсерами начинает преследование, но замечает где-то на O главные силы Того. Довольно простая ловушка, в которую попасться глупо. К тому же "Петропавловск" и шедшие с ним корабли оторвались от своих главных сил. "Петропавловск" поворачивает обратно, и идет навстречу своей эскадре, которая еще только вытягивается из Порт-Артурской гавани. В этом смысл петли, обозначенной на карте.

5. Дойдя почти до створа, "Петропавловск" оказывается во главе выходящей эскадры и поворачивает вправо на восток, - навстречу главным силам Того. Видимо, предполагался бой под прикрытием своих батарей.

Но...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Собственно, вопрос: внесли ли революционеры хоть какой-то вклад в поражение в Русско-японской войне?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Собственно, вопрос: внесли ли революционеры хоть какой-то вклад в поражение в Русско-японской войне?

Нет. Это просёр Русско-японской внёс вклад в революцию.

Революция лишь сказалась на ходе переговоров о мире.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Камрады, приветствую!

Наблюдал дискуссию охранителей с левыми!

Вот этот аргумент про "сплотиться"-он о чем?

"вы представляете, когда была русско-японская война, так самое удивительное, что каторжники, на Дальнем Востоке, пошли воевать . Спрашивается - за что воевали ? За царя, за каторгу ? Нет, за свою землю ! "

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
"вы представляете, когда была русско-японская война, так самое удивительное, что каторжники, на Дальнем Востоке, пошли воевать . Спрашивается - за что воевали ? За царя, за каторгу ? Нет, за свою землю ! "

Есть у меня подозрение, что каторжники пошли воевать за послабление режима содержания и за личное освобождение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
"вы представляете, когда была русско-японская война, так самое удивительное, что каторжники, на Дальнем Востоке, пошли воевать . Спрашивается - за что воевали ? За царя, за каторгу ? Нет, за свою землю ! "

Есть у меня подозрение, что каторжники пошли воевать за послабление режима содержания и за личное освобождение.

Логично, но я подозреваю, что там о каком то конкретном факте(или байке) речь ведется...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
"вы представляете, когда была русско-японская война, так самое удивительное, что каторжники, на Дальнем Востоке, пошли воевать . Спрашивается - за что воевали ? За царя, за каторгу ? Нет, за свою землю ! "

Есть у меня подозрение, что каторжники пошли воевать за послабление режима содержания и за личное освобождение.

Логично, но я подозреваю, что там о каком то конкретном факте(или байке) речь ведется...

Не фейк. Книга сказочника Пикуля "Каторга". Но он рассказывал сказки. На деле было так:

Было сформировано из охотников, каторжников и ссыльнопоселенцев 12 дружин по 200 человек. Для привлечения каторжных заключённых была объявлена практически амнистия - люди, если вступали в ополчение, выпускались из тюрем, с них снимали кандалы если они были, им выдавалось оружие, улучшалось питание, снимались ограничения в передвижении, срок резко сокращался или же полностью снимался. Это и позволило привлечь значительное количество людей. Основным оружием были берданки.

Однако впоследствии многие освободившиеся стали искать причины и уклонялись от службы, в основном по состоянию здоровья.

Ну и было ещё почти 5000 солдат. Всего более 7200 человек.

Японцы высадили 15-ю резервную дивизию (тоже не кадровый состав) в 14000 человек. Весь остров был захвачен за 3 недели. Остатки русских войск капитулировали. Потери японцев были ничтожны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти