kotev

Советское образование — образование для рабов

В теме 101 сообщение

Собственно сабж.

Давече, какая-то «поеботина» разразилась нижеследующим откровением:

«В СССР самое лучшее образование» — это всего лишь очередная агитация, в которую зачем-то до сих пор верят.

Многие мои приятели, которые живут на две страны и задумываются, где отправить детей в начальную школу, хмурят брови, подозревая, что в Европе потомков ничему хорошему не научат. Мол, в начальной школе всего три предмета, все как-то расхлябанно, дисциплины на уроке никакой — можно вставать с места, можно, наоборот, отвечать, не вставая. Учительница не бегает по классу с линейкой и не вышибает дух из тех, кто не выучил наизусть таблицу умножения.

Дело в том, что наш мозг, отравленный советскими идеями, просто не может осознать иных подходов к обучению. Нам часто кажется, что, чем больше ты зубришь и боишься, чем меньше тебе нравится то, что ты учишь, тем лучше.

Взять хотя бы изучение иностранных языков. В России очень плохо даже с английским, который во всем мире давно — приложение к родному. В Скандинавии уже и не найти человека, который бы не мог объясниться на английском. Ну, в Италии, Испании или Португалии по деревням часто приходится переходить на язык жестов, но все-таки хотя бы на ресторанно-магазинном английском с вами договорятся.

И если прямо сейчас пойти на курсы какого угодно языка в Москве, а потом поехать, допустим, в Германию и записаться там на изучение немецкого, то сразу станет очевидно, что всех наших преподавателей надо уволить. Желательно с позором.

Самые простые американские лингафонные курсы Pimsleur по результативности стоят всего преподавательского состава МГИМО. Я училась в МГИМО, знаю, о чем говорю. Когда тебя с идеальным английским определяют в якобы «продвинутую» группу и начинают заново учить грамматике, причем азам, которые ты усвоил еще лет в десять, — это более чем странно. Конечно, по сравнению со всеми другими институтами, откуда люди выходят лишь с «май нейм из Петья», в МГИМО есть школа, но все равно даже после нее на новом языке заговоришь с большим трудом.

Потому что России от СССР досталась система вбивания знаний. А в Европе (или Америке) обучение интуитивное. Там все придумано так, чтобы учеба была развлечением, чтобы знания впитывались сами собой. Это совершенно другой подход к образованию. Ученикам задают на дом ребусы, картинки вроде «найди 16 отличий» — это детям интересно, они не воспринимают занятия как пытку. Сына моей приятельницы, которому около трех лет, уже возили вместе с детским садом в Лиссабон, в Музей Востока. Пусть он мало что запомнит, кроме первой в жизни поездки на автобусе (и ту не запомнит толком), но впечатления останутся в бессознательном. Останется главное ощущение: учиться, узнавать новое — приятно.

И если вернуться к языкам, то на обычных интеграционных курсах (в Европе) можно за пару месяцев освоить язык. Для почти совершенного знания надо отходить туда год. Все знакомые, кто заканчивал курсы в Европе, после трех месяцев уже прилично говорят.

И в школах то же самое. Старший сын упоминавшейся подруги учится в португальской школе. В деревне. Никого не волнует, говорит ли он по-португальски — ну, с самого начала ему уделяли чуть повышенное внимание, учительница давала ему дополнительные занятия, но вопрос «а как же он будет учиться?» — совершенно вне системы.

То же самое, например, и со взрослыми студентами в Германии. Летом ты ходишь на курсы, осенью можешь записаться на уроки языка в университете, но при этом с самого начала ходишь на лекции, как все остальные студенты. Родители русских абитуриентов не могут в это поверить. Им кажется, что надо еще в России учиться языку хотя бы лет пять, чтобы появился хоть малейший шанс поступить. Но знаете? На практике все европейские студенты легко учат чужие языки (и учатся на чужих языках). И быстро все усваивают.

Потому что им в детстве, в садах, в начальных школах не забивали голову бесполезной информацией — вместо этого их развивали. В этом смысле очень показательны европейские музеи. В том же лиссабонском Музее естественных наук, куда водят экскурсии школьников, огромное количество развивающих игр для детей. Сравните с нашими музеями, где ничего нельзя трогать руками.

Система западного школьного образования построена так, чтобы не забить мозги под завязку, а чтобы развить их, чтобы открыть творческие способности. У меня есть отличный пример сына моей крестной, Кирилла. Его в двенадцать лет увезли в США, причем в какую-то глушь, и он там год учился в школе. Притом что его отец — художник, сам Кирилл никогда не хотел рисовать. Но в Америке он увидел художественный класс, и там все было так соблазнительно, и в таком вольном порядке, и так поощрялась творческая свобода, что он вернулся в Россию с целой папкой картин (его мать развелась и уехала обратно в Москву). Спустя несколько лет, уже в Германии, показал эти же работы людям из Sony — и те оплатили ему колледж, а потом взяли на работу.

В западной системе образования никто не говорит школьнику: ты все делаешь неправильно, ты должен делать или хорошо, или никак; мда, деточка, гения из тебя не получится... — всю эту чушь, которая ломает людей и навеки устраивает им творческий блок.

В Португалии по улицам ходят оркестры молодых людей, одетых в черное. Черные костюм и галстук, белая рубашка — это униформа колледжей. Они просто ходят и играют. Денег не собирают. Это студенческие оркестры. В Лиссабоне это были инженеры, в Порту — студенты колледжа искусств. Ну, честно, вы можете себе представить такое, допустим, в Москве?

У нас сейчас даже по закону запрещено собираться «больше трех», если речь идет не о профессиональном мероприятии. У нас скромность и преуменьшение своих способностей считается достоинством. А тут людям просто хочется играть — вот они и играют. Пусть они и не гении. Потому что их не воспитывали так, что либо ты гордо выступаешь в Консерватории, либо ты никто. Они не стесняются петь, играть, рисовать и танцевать. Нет той скованности, которую прививает именно это ваше обожаемое «самое лучшее» образование.

Пусть школьная программа и кажется российским родителям слишком простой. Но зачем все усложнять человеку, который, допустим, хочет стать продавцом автомобилей? А те, у кого есть амбиции, поступят в университет. И там все выучат быстро и легко, потому что у них будет гибкий ум, не испытывающий страха перед учебой. В Европе такая логика: если ты пошел в университет, то ты уже другой человек. Не просто образованный, а интеллектуальная элита. Теперь у тебя действительно есть шанс получить уникальные знания от уникальных преподавателей. Правда, сейчас считается, что у высшего образования кризис: мол, университеты превратились в ремесленные школы, люди тут просто осваивают профессию, нет тяги к расширению кругозора, et cetera. Однако эти слухи сильно преувеличены. (Хотя тенденция есть, чего уж там).

Но самое главное: европейское образование, конечно, намного более гуманное. Мой совсем молодой друг, недавно окончивший одно московское художественное училище, сказал, что на экзаменах преподаватель отчитал его за улыбку. Мол, не веселиться он сюда пришел.

И вы всерьез считаете, что подобное обучение — это хорошо?

«Великое советское образование» было рассчитано в первую очередь на подавление воли, на то, чтобы процесс свободного мышления и творчества убить в зародыше.

Я отлично помню, как мы переписывали своими словами вступления к книгам, и это называлось сочинением. Собственное мнение надо было держать при себе.

Мы потому и живем до сих пор в авторитарной системе, что подавлению чувств и мыслей нас учат с детства. Понятно, что устоявшийся подход к обучению в один миг не изменить, но надо хотя бы понимать, как ко всему этому относиться. И стараться, что ли, по максимуму защитить от этого детей.

Надо всеми силами приучать к тому, что образование — это лишь ступень к независимому мышлению. И что, кроме свободы, которую дают знания, в них больше нет никакого смысла.

Арина Холина. http://www.snob.ru/profile/9723/blog/58243

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А дамы настолько замусорены мозги, что она меняет местами чёрное и белое.

Недаром для сравнения взято изучение языка. Язык - это один из немногих предметов, который не имеет отношения к науке. Это практический навык (как разборка автомата), построенный, кстати, исключительно на зазубривании (вбивание намертво в голову словестных связок).

Образование для свободных - это образование с максимально большим охватом знаний. Ибо только такое образование позволяет воспитать полноценное мировоззрение, получить максимально полную картину мира.

Образование для рабов - это изучение "нужных предметов", ибо рабу незачем знать что-то за пределами своих служебных обязанностей.

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А дамы настолько замусорены мозги, что она меняет местами чёрное и белое.

Недаром для сравнения взято изучение языка. Язык - это один из немногих предметов, который не имеет отношения к науке. Это практический навык (как разборка автомата), построенный, кстати, исключительно на зазубривании (вбивание намертво в голову словестных связок).

Образование для свободных - это образование с максимально большим охватом знаний. Ибо только такое образование позволяет воспитать полноценное мировоззрение, получить максимально полную картину мира.Образование для рабов - это изучение "нужных предметов", ибо рабу незачем знать что-то за пределами своих служебных обязанностей.

[закатывает рукава]

Чтобы получить "образование с максимально большим охватом знаний", к этому нужно быть расположенным. Нужно этого хотеть. А зазубривание (и не только в изучении языка, а вообще, по всем предметам в школе) отбивает желание стремится к знаниям. В конечном итоге, бОльшая часть зазубренного со временем забывается. Остаётся в памяти только малая капля того, что по-настоящему впечатлило и увлекло.

Вы пишите:

"настолько замусорены мозги".

По одной этой формулировке можно было поставить 20 баксов на "социалистические взгляды" в Вашем мировоззрении. А это значит, что Вы адепт и сами продукт советской рабской системы образования!!! :dirol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Чтобы получить "образование с максимально большим охватом знаний", к этому нужно быть расположенным.

Можно стремиться за лучшими, можно подстраиваться под худших. Думаю, о результатах этих подходов рассказывать не надо.

Нужно этого хотеть.

Расскажите налоговому инспектору, что "нужно хотеть платить налоги". Есть такое слово - обязанности.

А зазубривание (и не только в изучении языка, а вообще, по всем предметам в школе) отбивает желание стремится к знаниям.

Это иностранный язык постигается только зазубриванием. Нормальные науки приветствуют понимание.

В конечном итоге, бОльшая часть зазубренного со временем забывается. Остаётся в памяти только малая капля того, что по-настоящему впечатлило и увлекло.

В памяти ещё остаются понятое. А ещё остаются общее представление о мире.

По одной этой формулировке можно было поставить 20 баксов на "социалистические взгляды" в Вашем мировоззрении. А это значит, что Вы адепт и сами продукт советской рабской системы образования!!!

Попал! На деньги. Засылай 20 баксов. У меня не социалистические, а коммунистические взгляды.

А продукт - это да. Потому хоть что-то знаю.

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Борис Витальевич, так в том-то и дело, что в школах практикуют зазубривание по многим предметам! Впихивая большой объём знаний, при этом не удосужившись как-то заинтересовать своим предметом, единственным выходом получается только зазубривание, никому в итоге не нужное.

И да, я не считаю, что человек обязан учиться. Человек должен хотеть учиться, понимать, почему и зачем ему это нужно.

Но он никому ничего не обязан.

В отличии от ситуации с налогами и налоговой, конечно. :pleasantry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Борис Витальевич, так в том-то и дело, что в школах практикуют зазубривание по многим предметам! Впихивая большой объём знаний, при этом не удосужившись как-то заинтересовать своим предметом, единственным выходом получается только зазубривание, никому в итоге не нужное.

Так это проблема не советской системы образования, а нынешнего низкого уровня преподавательского состава, который деградирует уже 25 лет, с начала перестройки.

Сейчас у нас лишь ошмётки советской системы. Четверть века абитуриентам вдалбливалось, что в педагогический идут только неудачники.

И да, я не считаю, что человек обязан учиться. Человек должен хотеть учиться, понимать, почему и зачем ему это нужно.

Но он никому ничего не обязан.

Обязан. Так же как обязан защищать Родину и платить налоги. Человек не имеет права отказаться учиться, но при этом остаться гражданином со всеми правами.

Другое дело, что человеку нужно объяснять, что бы он осознано захотел учиться (иначе какой он, нахрен, гомо сапиенс). Ну так это дело государственной пропаганды и системы образования.

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Борис Витальевич, советская система образования была действительно хорошая. До определённого периода. Но ком знаний, которые пытаются впихнуть детям растёт, а качество преподавания падает.

Кроме того, всё-таки система образования ссср неразрывна была с идеологией страны. В этом мы с вами не сойдёмся. Той страны нет, а значит и нет того типа опоры. Значит нужно создавать что-то новое. Времена меняются, это тоже надо учитывать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Борис Витальевич, советская система образования была действительно хорошая. До определённого периода. Но ком знаний, которые пытаются впихнуть детям растёт, а качество преподавания падает.

При чём здесь ком знаний? Важно не общее количество информации, а широкий охват и целостное представление.

Детям впихивают не знания, а набор недоказанных шаблонов, которые по недоразумению называют знаниями.

Кроме того, всё-таки система образования ссср неразрывна была с идеологией страны. В этом мы с вами не сойдёмся. Той страны нет, а значит и нет того типа опоры. Значит нужно создавать что-то новое. Времена меняются, это тоже надо учитывать.

Ну да, для страны периферийного капитализма мыслители не нужны. Нужны самодовольные рабы, реальные знания которых ограничены областью их служебных обязанностей.

Если мы согласны, что мы навсегда сырьевая страна периферийного капитализма без будущего, то всё нормально. Но мы вроде говорили об уровне системы образования, а не о том, нужно ли хорошее образования для какого-нибудь Гондураса.

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И всё же, не обязан человек учиться! :ireful2:

Его могут обязать ходить в школу, но это не значит учиться. Учиться - это стремиться к знаниям. А это уже ОБЯЗАН привить учитель! Но как такового "долга учёбы" нет. Ну не выучится и не выучиться.

В нашей стране это никого вообще не волнует, кроме родителей, разве что. :boredom:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
И всё же, не обязан человек учиться! :ireful2:

Его могут обязать ходить в школу, но это не значит учиться. Учиться - это стремиться к знаниям. А это уже ОБЯЗАН привить учитель! Но как такового "долга учёбы" нет. Ну не выучится и не выучиться.

В нашей стране это никого вообще не волнует, кроме родителей, разве что. :boredom:

Именно обязан учиться. Но как человек может не справиться с любой другой обязанностью - может не осилить и эту.

Если человек слишком туп или слишком ленив - он закончит школу (куда ходить обязан) не аттестованным. В этом случае он будет поражён в правах, как гражданин. Например, ему будет закрыта дорога в вузы и техникумы, в требующие квалификации профессии, в органы власти.

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Если человек слишком туп или слишком ленив - он закончит школу (куда ходить обязан) не аттестованным. В этом случае он будет поражён в правах, как гражданин. Например, ему будет закрыта дорога в вузы и техникумы, в требующие квалификации профессии, в органы власти.]

А нет ли здесь проповеди элитизма м меритократии? :umnik:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Если человек слишком туп или слишком ленив - он закончит школу (куда ходить обязан) не аттестованным. В этом случае он будет поражён в правах, как гражданин. Например, ему будет закрыта дорога в вузы и техникумы, в требующие квалификации профессии, в органы власти.]

А нет ли здесь проповеди элитизма м меритократии? :umnik:

Нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Нет.

Спасибо. Уф-ф-ф, гора с плеч! Интересно, что обсужденная концепция - связь образования с правами и, следовательно, положениием в общесте - квалифицируется как элитизм и меритократия среди большинства амерканских левых. Даешь, панимаш, полное равенство во всем для всех безо всяких различиев играничениев! :umnik:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Нет.

Спасибо. Уф-ф-ф, гора с плеч! Интересно, что обсужденная концепция - связь образования с правами и, следовательно, положениием в общесте - квалифицируется как элитизм и меритократия среди большинства амерканских левых. Даешь, панимаш, полное равенство во всем для всех безо всяких различиев играничениев! :umnik:

Это разные концепции, вызванные разными причинами и преследующие разные цели.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Это разные концепции, вызванные разными причинами и преследующие разные цели.

Что именно разное - элитизм и меритократия? Возможно. Но описанная связь образованности и прав/положения порицается применитльно к обеим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Человек , плохо учившийся в школе, будет поражен в правах не законами, а самой системой образования. Ну не хватит ему мозгов на учебу в вузе, и как следствие, карьеру.

Да и на квалифицированную работу ему мозга не хватит.

Но вот одна ошибка в школе была. В 80-е годы.

Учиться нас уже не учили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Встреча с Людмилой Аполлоновной Ясюковой, руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ, главой центра "Диагностика и развитие способностей", более двадцати лет работающей школьным психологом.

О ныне действующих школьных программах и стандартах в образовании.Каким образом эти программы ведут к неграмотности школьников, отсутствию у них понятийного мышления, а так же к чему приводит отказ от академического подхода к школьному обучению.

Вобщем Российскому буржуазному государству нужны безграмотные манкурты, поэтому деиндустриализация будет продолжатся, подготовленных кадров для промышленности сегодня не хватает, а завтра не будет совсем.

1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Беда в другом! С каждым годом квалифицированных педагогов все меньше!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Беда в другом! С каждым годом квалифицированных педагогов все меньше!

А откуда взяться хорошим педагогам, если система высшего педагогического образования деградирует вместе со школьным уже 24 года. В 90-е годы, когда я поступал в ВУЗ, большинство абитуриентов считало, что педагогическое образование плохое и бесполезное, образование неудачников. Не думаю что сейчас, что то поменялось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дабы не плодить новых тем спрошу здесь. Почему в СССР не прижилась система воспитания Макаренко?

В интернетах встречается по этому поводу упоминание Крупской, как противницы его методов.

ну и характерное, например:

«После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства. Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе: система Макаренко - допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

 

Тем не менее, подход Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата - это золотой фонд современного бизнеса.»

Педагогическая система А.С.Макаренко - Психологос

Изменено пользователем Скальф
1 пользователю понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Его опыт и методики узкоспециальные. Использовались для работы с очень трудными подростками.

 

 

Изменено пользователем Щербина307

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И в итоге то пришли к тому, что детдомовцы неспособны сами себе сделать бутерброд, т.к. никогда не видели как нарезают хлеб, например.

Изменено пользователем Скальф

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Скальф сказал:

Дабы не плодить новых тем спрошу здесь. Почему в СССР не прижилась система воспитания Макаренко?

 

1 час назад, Щербина307 сказал:

Его опыт и методики узкоспециальные. Использовались для работы с очень трудными подростками.

На самом деле его методика требовала определённой гуманизации. Но она была правильной в плане воспитания и понуждения коллективом. То есть она как раз давала возможность создать самостоятельные ячейки общества, которые и служат базой для коммунистического общества.

А вот в плане воспитания граждан сильного государства, где всё решается через государство, система не очень подходящая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2 часа назад, Скальф сказал:

И в итоге то пришли к тому, что детдомовцы неспособны сами себе сделать бутерброд, т.к. никогда не видели как нарезают хлеб, например.

Это частный случай. Если допустить что вообще такое было.

 

Изменено пользователем Щербина307

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 часа назад, Щербина307 сказал:

Его опыт и методики узкоспециальные. Использовались для работы с очень трудными подростками.

Не согласен. Макаренко работал с послевоенными беспризорниками. 

Насколько я понял из его книг, в основном это были дети не "трудные", а просто "потерянные". То есть, они просто остались на улице и вынуждены были выживать, как могли, это не было их личным выбором, в общем то. Эти дети, описанные, к примеру в "Флагах на башнях", немного потеряли в социализации, но в основном, были вполне себе нормальными детьми, воспитанными в семьях, то есть даже проблем детдомовцев у них не было (впрочем, семей, к сожалению, чаще всего тоже уже не было). И уж тем более это не были малолетние преступники, с уже формирующимся "АУЕ-синдромом". 

Но нужно понимать, что методика Макаренко хороша именно на своем месте. В практически уникальных исторических условиях. В остальном, система Макаренко - не лучший вариант социализации для обычного ребенка. 

Вот его педагогические идеи - прекрасны, очень интересно читать его обращения к родителям, они актуальны и сейчас.

Построение "детских рабочих коллективов" - дело тоже неплохое, но насколько оно необходимо в настоящее время - не понятно. Все же мы все более отходим от "фабричных" производственных отношений, все меньше людей встают по звонку и стоят у станка, выполняя рутинную работу.

И хотя, к примеру, такие качества, как дисциплина и самоконтроль актуальны для любого человека, вполне возможно, что их проявления в современном мире начинают выглядеть иначе и, соответственно, воспитываются несколько по-другому.

Изменено пользователем Hellbent

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти